Диалог со Священником Александром Туховским

Священник
Александр
378 ответов

Во-первых, атеизм может быть не менее “слепой верой”, то есть мировоззрением, принятым без всякого рассмотрения; во-вторых, зрелая христианская вера не является “слепой” - и слепоты вовсе не приветствует.
Противопоставлять “слепую веру” и “атеизм” - значит противопоставлять теплое и зеленое. Психологические причины, по которым человек придерживается каких-то убеждений, и обоснованность самих этих убеждений лежат в разных плоскостях. Советский школьник мог верить в то, что “наука доказала, что Бога нет” не менее слепо, чем школьник в царское время верил, что Бог есть - не входя ни в какие личные исследования вопроса, просто полагаясь на мнение родителей и учителей.
Но атеизм традиционно считается верой в разум, где же тут слепая вера?
Атеистические убеждения могут быть не менее “слепыми”, то есть принятыми безо всякого исследования, из доверия к авторитету, как и религиозные. То, как человек их принял, еще ничего не говорит нам об их ложности или истинности.
Более того, как верующие, так и атеисты могут проявлять зашоренность и нежелание знать что-либо, что теоретически могло бы подорвать их сложившееся мировоззрение. Это не особенность веры или атеизма - это особенность человеческой психологии. Для нее есть даже специальный термин, confirmation bias, “склонность к подтверждению своей точки зрения” - из всей доступной информации человек склонен выбирать то, что хорошо вписывается в его уже сложившееся мировоззрение, и игнорировать или отрицать то, что ему не соответствует.
Интеллектуальный поиск, способность усомниться в своей позиции, открытость к новым данным - то, что противоположно “слепой вере” - может привести человека вовсе не к атеизму.
Я как-то читал интересную историю одного английского журналиста - сначала он был христианином, но, будучи по природе человеком склонным к вопросам и сомнениям, стал атеистом. Но потом он стал внимательно исследовать уже атеистическое мировоззрение - и засомневался в нем. Наконец, он вернулся - уже на новом уровне понимания - к христианской вере.
Разве в христианстве тоже есть этот интеллектуальный поиск?
Христианство не поощряет слепой веры - потому что живая вера предполагает духовный и интеллектуальный рост, от христианина ожидается, что он будет прилагать усилия к тому, чтобы понять, во что он верит, почему и что из этого следует. “Слепая вера” может легко сделать человека жертвой лжеучителей. Поэтому христианство породило чрезвычайно мощную интеллектуальную традицию - от ранних Отцов Церкви до философа Владимира Соловьева, традицию, которая продолжает развиваться.
Мы совершенно согласны, что “безосновательная слепая вера” - это неправильно. Все люди бывают склонны игнорировать доводы тех, кто с ними не согласен. Но поиск истины требует готовности открыться, выслушать, ознакомиться с другой точкой зрения.
Но разве христианство не требует доверия авторитетам?
Любая человеческая деятельность требует такого доверия. Большую часть того, что мы знаем, мы знаем, потому что мы поверили другим людям. Я никогда в жизни не видел микробов - да и не мог бы их увидеть. Но я полагаюсь на авторитет учителей, которые еще в школе мне о них рассказали и призвали мыть руки перед едой. Учителя, в свою очередь, узнали об этом от других учителей, а те, в конечном итоге, от ученых-микробиологов. Нам обычно не приходит в голову проверять их работу - мы просто полагаемся на то, что они компетентные и добросовестные специалисты. Вообще большинство из нас не может проверить те или иные утверждения ученых - для этого нужно быть специалистом, учиться годами, иметь доступ к специальному оборудованию и т.д. Но мы обычно доверяем их авторитету. В интернете немало сторонников различных “теорий заговоров”, которые полагают, что ученые, и особенно медики, хотят всех убить, но обычно мы от них просто отмахиваемся. Почему? Потому что мы все тщательно сами проверили? Нет, мы просто полагаемся на авторитет. Мы доверяем специалистам.
И это доверие не является слепым - мы можем объяснить себе, почему мы им доверяем. Мы - по некоторым основаниям - приходим к выводу, что эти люди достойны доверия, и полагаемся на их слово.
В области истории мы склонны доверять свидетелям тех или иных исторических событий - например, мы верим, что Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом, потому что мы полагаемся на свидетельства очевидцев, которые оставили нам письменные воспоминания об этих событиях.
Как христиане, мы полагаемся на свидетельство Апостолов о жизни, смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Да, это доверие авторитету Апостолов - и мы приглашаем вас разобраться в том, достойны ли они такого доверия.

  • 1184
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.