Диалог с Иеромонахом Макарием
"Вот я православный..."
Скажите пожалуйста. Вот я православный, верующий, иногда бывает общаюсь с единоверами и старообрядцами. И, когда помыслю и порассуждаю, что вдруг я признал старообрядческие обряды, двуперстный крест итп, сразу лёгкость какая-то, чувства и мысли будто бы "Да, я здесь и должен быть, это моё". Это т...
Дабы утверждать о себе, "я православный", необходимо иметь хотя бы _некоторый_ уровень знаний, определяемый доступностью сведений о вере и Церкви и общекультурным уровнем субъекта (о последнем говорит Ваше использование компьютера и сети Интернет).
Далее следует цитата из моей книги "Богослужение" (допущена к распространению ИздатСоветом РПЦ):
Бог один. Один и закон Его православной веры, хранимый в богослужебном обряде, в законе молитвы. Но можно ли заменить закон веры законом молитвы? Можно ли верить в обряд, как мы верим в Бога? Можно ли допустить, чтобы закон молитвы тоже был одним-единственным для всех времен и народов?
Понятное дело, нельзя! Мы с вами видели, как живет и развивается богослужебный обряд прямо на наших глазах: тем более понятно разнообразие обрядов Церкви разных стран и эпох, при условии, конечно, что эти обряды остаются православными, что они содержат один и тот же закон веры. – Но понимание это, очевидное для Церкви, пришлось выстрадать в долгих и трудных испытаниях.
…В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, возникла необходимость исправить ошибки и неурядицы, накопившиеся в богослужебных книгах и церковных обычаях. За дело взялись с избытком рвения при недостатке знаний, ресурсов и здравомыслия – и встретились с сопротивлением среди части верующих. Почему надо реформировать обряд, почему при крестном знамении надо складывать три пальца, а не два, как раньше?.. Возник церковный раскол, недуг, которому суждено было терзать Россию больше трех столетий кряду.
Патриарх Никон, возглавивший поначалу церковную реформу, понял, что взят неверный курс, – но остановить процесс оказался не в силах… Никон был оклеветан, низложен и умер в заточении, а раскол продолжался и углублялся. Недовольные отложились от Церкви; последовали проклятия на несогласных с реформой, а власти стали применять к ним карательные меры.
Так в России образовалась большая группа верующих-старообрядцев (наименование «староверы» – ложное, именно потому, что конфликт не касался закона веры). Раскол, черпавший энергию в обрядоверии, в обожествлении формы, стал одной из причин русской катастрофы 1917 года.
Путь к преодолению раскола был долгим. Еще в XVIII веке возникло движение _единоверия_: возможность следовать тому или другому обряду при сохранении единства Церкви. Именно такой образ действий предлагал в свое время патриарх Никон… Поместный Собор 1917-18 г.г. не успел рассмотреть вопрос о старообрядчестве: новая власть разогнала делегатов. И лишь в 1971 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви безоговорочно аннулировал вынесенные 300 лет назад проклятия на дореформенный богослужебный обряд: он был признан равноценным общепринятому. И любое осуждение дореформенного обряда, кто бы его в прошлом не высказывал, властью Архиерейского Собора _вменено яко не бывшее_.
- 803
- 2
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки