Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
25821 ответ

"Вот я православный..."

Скажите пожалуйста. Вот я православный, верующий, иногда бывает общаюсь с единоверами и старообрядцами. И, когда помыслю и порассуждаю, что вдруг я признал старообрядческие обряды, двуперстный крест итп, сразу лёгкость какая-то, чувства и мысли будто бы "Да, я здесь и должен быть, это моё". Это т...

Прочитать весь вопрос

Дабы утверждать о себе, "я православный", необходимо иметь хотя бы _некоторый_ уровень знаний, определяемый доступностью сведений о вере и Церкви и общекультурным уровнем субъекта (о последнем говорит Ваше использование компьютера и сети Интернет).

Далее следует цитата из моей книги "Богослужение" (допущена к распространению ИздатСоветом РПЦ):

Бог один. Один и закон Его православной веры, хранимый в богослужебном обряде, в законе молитвы. Но можно ли заменить закон веры законом молитвы? Можно ли верить в обряд, как мы верим в Бога? Можно ли допустить, чтобы закон молитвы тоже был одним-единственным для всех времен и народов?

Понятное дело, нельзя! Мы с вами видели, как живет и развивается богослужебный обряд прямо на наших глазах: тем более понятно разнообразие обрядов Церкви разных стран и эпох, при условии, конечно, что эти обряды остаются православными, что они содержат один и тот же закон веры. – Но понимание это, очевидное для Церкви, пришлось выстрадать в долгих и трудных испытаниях.

…В XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, возникла необходимость исправить ошибки и неурядицы, накопившиеся в богослужебных книгах и церковных обычаях. За дело взялись с избытком рвения при недостатке знаний, ресурсов и здравомыслия – и встретились с сопротивлением среди части верующих. Почему надо реформировать обряд, почему при крестном знамении надо складывать три пальца, а не два, как раньше?.. Возник церковный раскол, недуг, которому суждено было терзать Россию больше трех столетий кряду.

Патриарх Никон, возглавивший поначалу церковную реформу, понял, что взят неверный курс, – но остановить процесс оказался не в силах… Никон был оклеветан, низложен и умер в заточении, а раскол продолжался и углублялся. Недовольные отложились от Церкви; последовали проклятия на несогласных с реформой, а власти стали применять к ним карательные меры.

Так в России образовалась большая группа верующих-старообрядцев (наименование «староверы» – ложное, именно потому, что конфликт не касался закона веры). Раскол, черпавший энергию в обрядоверии, в обожествлении формы, стал одной из причин русской катастрофы 1917 года.

Путь к преодолению раскола был долгим. Еще в XVIII веке возникло движение _единоверия_: возможность следовать тому или другому обряду при сохранении единства Церкви. Именно такой образ действий предлагал в свое время патриарх Никон… Поместный Собор 1917-18 г.г. не успел рассмотреть вопрос о старообрядчестве: новая власть разогнала делегатов. И лишь в 1971 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви безоговорочно аннулировал вынесенные 300 лет назад проклятия на дореформенный богослужебный обряд: он был признан равноценным общепринятому. И любое осуждение дореформенного обряда, кто бы его в прошлом не высказывал, властью Архиерейского Собора _вменено яко не бывшее_.

  • 803
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.