Диалог с Иеромонахом Макарием
О молитве
Мир вам! дружу с адептом Евангелисткой миссионерской церкви в Крыму...удивило как много таких церквей в Крыму!? Помогите дать правильный ответ баптистке на вопрос - " зачем просить Святых и Великомучеников молить Бога о нас - а не напрямую общаться со Христом Спасителем? Он Вседержитель и главны...
Недоумение это основано на искаженном понимании молитвы: иногда это простительное заблуждение с чьей-то стороны, иногда - преднамеренная сектантская ложь.
Далее - несколько отрывков из главы "Да исправится молитва моя..." в моей книге "Ключи от Неба".
Буду рад, если Вы подарите эту книжку своей знакомой, которая задала вопрос о молитве.
==============
Войдя в храм, мы начинаем молитву. Хотели бы начать – но не всегда получается…
«В минуту жизни трудную,
теснится ль в сердце грусть,
одну молитву чудную
твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
в созвучье слов живых,
и дышит непонятная,
святая прелесть в них…»
Дети однажды спрашивали меня:
– Что это за молитва? В каких словах там благодатная сила?
– Неизвестно, – говорю, – поэт не рассказал.
– Почему ж он самого-то главного нам не рассказал?!...
В самом деле, почему? По той простой причине, что благодатная сила молитвы не в самих её словах, так же точно, как благодатная сила Креста – не в геометрической фигуре, иконописном изображении или скульптурной форме.
Благодатная сила возникает тогда и только тогда, когда слово становится живым, когда его оживотворяет человеческое сердце, просвещенное светом Христа. Поэтому разным людям, в разные времена, в разных условиях и житейских обстоятельствах, требуются разные слова...
Если религия – это восстановление нашей связи с Богом, то молитвы – попытки контакта, разговора с Ним и со святыми, которые приблизились к Нему в прошлые времена. Попытки непростые, далеко не всегда успешные (с нашей стороны), но совершенно необходимые. Поэтому они должны быть постоянными и неотступными: поэтому Церковь содействует нам, дает нам особые средства связи, чтобы слово отозвалось в нашем сердце и стало живым, – но налаживать контакт надо самим.
...
От тех, кто подходит с нами к порогу Церкви, молитва нередко бывает скрыта ядовитым туманом магии: «О чем можно просить Бога?... О чем просить святых?...Если произнести такие-то слова, тогда Бог сделает то-то и то-то?...» Все мы действительно нуждаемся в той или иной помощи, но, не разогнав, не рассеяв этот туман, мы не сможем её получить, не сможем прикоснуться к Тому, Кто её нам дает. Поэтому уясним себе для начала: хотя просить Божией помощи – вполне естественно и даже необходимо, молитва вовсе не сводится к прошению.
В молитве – если это христианская молитва – можно заметить по крайней мере пять составляющих: исповедание веры, прославление, благодарность, покаяние и прошение. Впрочем, деление это весьма условное: не то, чтобы одна фраза была покаянной, другая возносила Господу славу, и т. п. Например, в краткой Иисусовой молитве, которую мы только что видели, есть все пять элементов: мы исповедуем веру в Иисуса Христа, воздаем Ему славу как Господу (когда в древности переводили Библию с еврейского на греческий, то слово это, само по себе вполне обычное, Кириос – Господин, поставили вместо таинственной Тетраграммы, Божиего имени, которого сами евреи уже не произносили), благодарим за Его земную жизнь, крестную смерть и воскресение как Богочеловека Иисуса Христа, каемся в своих грехах и стремимся воспринять Его милость.
Иногда недоумевают: почему мы должны прославлять Бога, разве Он тщеславен? – Но нет ни малейшего смысла примерять к Богу человеческие грехи. Примерять к Нему надо человеческие добродетели, а они – не что иное, как отражение Его добра. Прославлять Бога – значит, выражать нашу любовь к Нему и делиться ею с ближними.
...
Молитва друг о друге, о живых или ушедших из этой жизни людях, не отличается в принципе от любой другой молитвы. У нас нет мысли «выпросить» что-то у Господа или «напомнить» Ему о ком-то; это всё то же движение навстречу друг другу, словно к солнцу по радиусам-лучам. Также и в молитвах, обращенных к Пресвятой Богородице и к другим святым, мы стремимся приблизиться к ним, приобщиться к их святости, зная, что они прежде нас приблизились к Источнику Света и приобщились Ему.
...
«Можно ли молиться своими словами?» – спросил как-то телезритель у митрополита Кирилла, будущего Патриарха. «Да, можно, – ответил Владыка, – и не только можно, но и нужно. Потому что молитва – это живое общение человека с Богом. И Богу мы должны поверять в молитве то, что у нас на душе. С Ним мы должны разделять опыт нашей жизни, просить Его совета, Его благословения, Его помощи. Многообразие нашего жизненного опыта невозможно вместить в текст тех молитв, которые мы знаем. Поэтому молиться своими словами нужно. Не просто можно, а нужно».
Молитвослов дает нам образцы личной молитвы, открывает нам молитвенный подвиг святых подвижников, прошедших по земному пути впереди нас и давших нам примеры святости, богомыслия и богообщения. А следовать этим молитвенным примерам, совмещать молитвы святых и свои собственные, – уже дело каждого из нас в отдельности.
- 988
- 3
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
Метки