Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
25780 ответов

О молитве

Мир вам! дружу с адептом Евангелисткой миссионерской церкви в Крыму...удивило как много таких церквей в Крыму!? Помогите дать правильный ответ баптистке на вопрос - " зачем просить Святых и Великомучеников молить Бога о нас - а не напрямую общаться со Христом Спасителем? Он Вседержитель и главны...

Прочитать весь вопрос

Недоумение это основано на искаженном понимании молитвы: иногда это простительное заблуждение с чьей-то стороны, иногда - преднамеренная сектантская ложь.

Далее - несколько отрывков из главы "Да исправится молитва моя..." в моей книге "Ключи от Неба".
Буду рад, если Вы подарите эту книжку своей знакомой, которая задала вопрос о молитве.

==============
Войдя в храм, мы начинаем молитву. Хотели бы начать – но не всегда получается…
«В минуту жизни трудную,
теснится ль в сердце грусть,
одну молитву чудную
твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
в созвучье слов живых,
и дышит непонятная,
святая прелесть в них…»

Дети однажды спрашивали меня:
– Что это за молитва? В каких словах там благодатная сила?
– Неизвестно, – говорю, – поэт не рассказал.
– Почему ж он самого-то главного нам не рассказал?!...

В самом деле, почему? По той простой причине, что благодатная сила молитвы не в самих её словах, так же точно, как благодатная сила Креста – не в геометрической фигуре, иконописном изображении или скульптурной форме.
Благодатная сила возникает тогда и только тогда, когда слово становится живым, когда его оживотворяет человеческое сердце, просвещенное светом Христа. Поэтому разным людям, в разные времена, в разных условиях и житейских обстоятельствах, требуются разные слова...

Если религия – это восстановление нашей связи с Богом, то молитвы – попытки контакта, разговора с Ним и со святыми, которые приблизились к Нему в прошлые времена. Попытки непростые, далеко не всегда успешные (с нашей стороны), но совершенно необходимые. Поэтому они должны быть постоянными и неотступными: поэтому Церковь содействует нам, дает нам особые средства связи, чтобы слово отозвалось в нашем сердце и стало живым, – но налаживать контакт надо самим.
...
От тех, кто подходит с нами к порогу Церкви, молитва нередко бывает скрыта ядовитым туманом магии: «О чем можно просить Бога?... О чем просить святых?...Если произнести такие-то слова, тогда Бог сделает то-то и то-то?...» Все мы действительно нуждаемся в той или иной помощи, но, не разогнав, не рассеяв этот туман, мы не сможем её получить, не сможем прикоснуться к Тому, Кто её нам дает. Поэтому уясним себе для начала: хотя просить Божией помощи – вполне естественно и даже необходимо, молитва вовсе не сводится к прошению.

В молитве – если это христианская молитва – можно заметить по крайней мере пять составляющих: исповедание веры, прославление, благодарность, покаяние и прошение. Впрочем, деление это весьма условное: не то, чтобы одна фраза была покаянной, другая возносила Господу славу, и т. п. Например, в краткой Иисусовой молитве, которую мы только что видели, есть все пять элементов: мы исповедуем веру в Иисуса Христа, воздаем Ему славу как Господу (когда в древности переводили Библию с еврейского на греческий, то слово это, само по себе вполне обычное, Кириос – Господин, поставили вместо таинственной Тетраграммы, Божиего имени, которого сами евреи уже не произносили), благодарим за Его земную жизнь, крестную смерть и воскресение как Богочеловека Иисуса Христа, каемся в своих грехах и стремимся воспринять Его милость.

Иногда недоумевают: почему мы должны прославлять Бога, разве Он тщеславен? – Но нет ни малейшего смысла примерять к Богу человеческие грехи. Примерять к Нему надо человеческие добродетели, а они – не что иное, как отражение Его добра. Прославлять Бога – значит, выражать нашу любовь к Нему и делиться ею с ближними.
...
Молитва друг о друге, о живых или ушедших из этой жизни людях, не отличается в принципе от любой другой молитвы. У нас нет мысли «выпросить» что-то у Господа или «напомнить» Ему о ком-то; это всё то же движение навстречу друг другу, словно к солнцу по радиусам-лучам. Также и в молитвах, обращенных к Пресвятой Богородице и к другим святым, мы стремимся приблизиться к ним, приобщиться к их святости, зная, что они прежде нас приблизились к Источнику Света и приобщились Ему.
...
«Можно ли молиться своими словами?» – спросил как-то телезритель у митрополита Кирилла, будущего Патриарха. «Да, можно, – ответил Владыка, – и не только можно, но и нужно. Потому что молитва – это живое общение человека с Богом. И Богу мы должны поверять в молитве то, что у нас на душе. С Ним мы должны разделять опыт нашей жизни, просить Его совета, Его благословения, Его помощи. Многообразие нашего жизненного опыта невозможно вместить в текст тех молитв, которые мы знаем. Поэтому молиться своими словами нужно. Не просто можно, а нужно».

Молитвослов дает нам образцы личной молитвы, открывает нам молитвенный подвиг святых подвижников, прошедших по земному пути впереди нас и давших нам примеры святости, богомыслия и богообщения. А следовать этим молитвенным примерам, совмещать молитвы святых и свои собственные, – уже дело каждого из нас в отдельности.

  • 988
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.