Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Диалог с Николаем Каровым

Профиль Елицы Диалог закрыт
Николай Каров
2302 ответа

Здравствуйте Священник Николай Каров! Скажите зачем человеку молится Богу и святым угодникам Божьим если он все равно умирает?? Люди умирают постоянно. У меня соседка по дому умерла недавно в больнице. Зачем человеку читать эти Акафисты и молитвословы если он умирает, если все мы умрем?? Ведь...

Прочитать весь вопрос

Но зачем молиться? Это довольно странный вопрос. Мы же не спрашиваем, зачем нужно общаться с детьми, родителями, супругами, друзьями, соседями? Мы любим и эта любовь требует общения, потому как без общения узнать человека и тем более полюбить невозможно. Молитва – это разговор с Богом, выражение нашей веры, любви и готовности впустить Творца в свою жизнь. Разговор – это форма любви и, если с кем-то не хотим общаться, это означает что он для нас чужой. Считать Бога чужим – безумство, потому как только Он источник жизни и игнорируя Его, как результат, можно лишиться Жизни Вечной.
Прежде всего важно понять, что Бог, к Которому обращаемся в молитве, это не какая-то непонятная, абстрактная космическая сила, но вполне конкретная Божественная Личность. Бог открывает Себя в откровении и только ленивый или атеист не делает усилий, чтобы познакомиться с Ним.
У каждого из нас есть религиозное чувство, через которое Бог открывает Себя. Это интуитивное знание и ощущение присутствия Творца. Мы интуитивно знаем, что Бог существует и, в моменты особой тревоги, взываем к Нему. О Боге мы узнаем познавая окружающий мир. Рассматривая мироздание, мы понимаем, что Бог есть Творец, Архитектор, мудро спроектировавший Вселенную. Смотря на себя, понимаем, что Он есть Свободная Личность, Источник нравственности и прежде всего ЛЮБОВЬ. Но самое высокое откровение о Боге явлено в Иисусе Христе. Бог становится человеком и разговаривает с людьми по-людски. Именно Боговоплощение опровергает попытки нерелигиозных людей оставить Бога в рамках непознаваемого и таинственного. «Если Бог есть и Он Такой Каким вы Его описываете, то человек перед Ним, что муравей в сравнении с человеком. Мы ничего не можем знать о Нем, равным образом как муравей не догадывается о мыслях людей». Чтобы муравью понять человека, нужно чтобы человек опустился на уровень муравья и заговорил с ним по мурашечьи. Вот так и Бог, чтобы мы не создавали на Него карикатуры, опускается на наш уровень, становится человеком и говорит с нами по-человечески.
Чтобы наша молитва была правильной, нам важно прислушаться к своему религиозному чувству, увидеть в мире творческую руку Творца и познакомиться с Иисусом Христом через Евангелие в Его Церкви. В противном случае, у нас есть опасность создать на Бога карикатуру или вообще впасть в язычество, где Бог уже не личность, а некая безликая сила, которую, посредством заклинаний, можно заставить сделать то, что нам нужно.
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
ПОСТОЯНСТВО. В молитве должно быть постоянство. Если мы с кем-либо редко общаемся, то со временем, охладеваем к ним. Именно потому, нам важно часто общаться с теми, кого любим. Тот же принцип и в общении с Творцом. Чем реже мы с Ним разговариваем, тем быстрее религиозно охладеваем. Именно потому, в Церкви есть молитвенные правила, помогающие людям не охладеть.
Утренние молитвы сразу после сна, вечерние молитвы перед сном – выражение благодарности за прожитые часы и просьба благословить грядущие дела или сон. Молитва перед едой и после еды, молитва перед учебой и после учебы, молитва перед важным делом и после – свидетельствуют о понимании, что все доброе, что у нас есть, – дар Божий, и потому не только просим, но и благодарим. Молитва благодарственная, покаянная, просительная, славословная или молчаливая – должны быть неотъемлемой частью жизни христианина.
Но беда в том, что мы часто не умеем управлять своим временем и силами. Если сразу начать придерживаться всего правила, можно надорваться. В тоже время, если надеяться на свои слова и духовный опыт, как показывает жизнь, молитва длится не более минуты, и мы снова затягиваемся в круговорот суеты. Вот потому для нас важно выработать правило.
Здесь есть три варианта:
1. Можно засечь время для молитвы. Каждый день для молитвы выбирать столько-то времени. Например, утром – 5 минут, а вечером – 10. У кого-то может быть больше или меньше. Ставите рядом часы и засекаете. Далее молитесь или по молитвослову, или своими словами, или читаете Иисусову молитву. Но важно выдержать это особое время для Господа. Чувствуем, что можем добавить минуточку, добавляем! И так далее в рост.
2. Можно для начала избрать несколько молитв для утра и вечера. Каждый день придерживаться этого правила, не спеша, вдумчиво с сердечным трепетом произносить слова выбранных молитв. Далее, через некоторое время, можно добавить еще одну, потом еще и еще. Таким образом, со временем, выходить на общее правило.
3. Есть особая молитва, ее называют Иисусовой. Она звучит так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Христиане повторяют ее каждый день и как можно чаще. В некоторых случаях, когда человек не может читать молитвослов, когда нездоровится и никаких слов из себя выдавить невозможно, допускается утреннее и вечернее правило заменять определенным количеством Иисусовых молитв. Например, вместо утренних, прочитать 40 Иисусовых молитв, а вместо вечерних – 60. Больше или меньше – все по силах и обстоятельствах.
Важно помнить, что духовная самодеятельность чревата плачевными последствиями. Вот потому, очень важно согласовывать молитвенное правило с своим священником. Нужно советоваться, потому как взгляд со стороны часто правдив и опыт Церкви еще никто не отменял.
МОЛИВТОСЛОВ. Есть молитвословия, которые в древности были составлены святыми и их можно читать, чтобы учиться молитве. Эти молитвословия содержатся в “Православном молитвослове”. Там можно найти молитвы утренние, вечерние, покаянные, благодарственные и на всякую потребность.
Молитвы святых – это выражение правильного духовного опыта. Читая их, мы учимся правильной молитве. Точно так, как читая книги великих писателей, мы не только впитываем в себя мудрость книг, но и учимся правильно формулировать мысли и грамотно разговаривать. Прикасаясь к опыту других людей, преуспевших в чем-либо, мы растем и развиваемся. Точно так, прикасаясь к высокому духовному опыту святых, мы духовно возрастаем, живя соответственно опыту христианской Церкви.
Нам часто не хватает слов, а потребность в молитве есть всегда. Вот потому, чтобы духовно не остыть, важно читать правило, пытаясь расшевелить душу. Молитвослов - это прекрасный помощник для тех, кто не умеет молиться.
ЭМОЦИИ И ВООБРАЖЕНИЕ. Во время молитвы нельзя воображать Бога и тем более допускать эмоциональные выпады. «Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она не казалась приманчивою и благовидною. Всякая мечтательность есть скитание ума в стране призраков, несуществующих и не могущих осуществится, льстящих уму и ею обманывающих» (Свт. Игнатий Брянчанинов). Почему так? Бога нельзя воображать, потому как Он не имеет видимой формы. «Бога никто никогда не видел». (1Иоан.4:12) Как только мы вообразим себе некое божество, мы будем молиться не истинному Богу, а идолу, которого создали в своем воображении. Тоже касается и эмоций. Наша эмоциональность во многом зависит от физического состояния, от настроения и особенностей характера. Когда обращаемся к Богу, нам нужно сбросить все, чтобы ни эмоции, ни воображение не мешало обращаться к Творцу. Молитвы должны быть чисты, без искажений, слоев и инструментов влияния. В молитве к Богу важно чтобы именно мы, а не наши эмоции, обращались к Творцу. Разговор должен быть тих, прост и монотонен. Как в храмах молитвы читают монотонно, чтобы не навязывать людям настроения, так и мы, в своей частной молитве должны молиться спокойно, чтобы успокоив себя, в тишине, обратившись к Творцу, услышать Его ответ. «И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]». (3Цар.19:11, 12)
ДОМАШНЯЯ МОЛИТВА.
Домашняя молитва очень важна, потому как именно дома мы становимся теми, кем мы есть на самом деле. Увы, мы склонны к лицемерию и, когда выходим на люди, очень часто, в целях самозащиты или чтобы произвести впечатление, надеваем на себя маску. Иногда люди надевают маску церковности и благочестия, с охотой молятся в храме, но дома с молитвой могут быть серьезные проблемы. Вот потому христианская жизнь невозможна без личной, домашней молитвы. В противном случае может быть только форма церковности, а внутренность человека окажется пустой. Это называют «вера по традиции», когда человек не по любви к Богу ходит в храм, а потому, что так принято. Дома, когда один на Один с Богом, можно увидеть свои духовные недостатки. Если дома молиться неохота, значит, Бог не столь важен для жизни, потому как сложившееся пространство комфорта не оставляет места для Творца. Не научившись молиться дома, мы никогда не научимся молиться в храме.
ЦЕРКОВНАЯ МОЛИТВА
Почему так важна Церковная молитва? Многие думают, что церковная молитва – это когда молится только священник. Это ошибочное понимание. Церковная молитва – это когда миряне и священники вместе молятся Богу в храме. Многие успокаивают себя мыслью, что домашней молитвы достаточно, но такая позиция крайне не христианская. Если разобраться, те, кто вне Церкви, очень часто выдумывают своего карманного бога, который не мешает жить. Но карманный бог – это не истинный Бог, Творец вселенной, а идол, создавая которого нарушают заповедь: «Не сотвори себе кумира». Так случается, потому что человек пытается жить вне Церкви, а свои религиозные представления выстраивает на личном опыте, часто ложном и приспособленческом.
Иисус Христос, Бог, ставший человеком, создал Церковь, которая есть откровение о Боге, выражение истины. Именно в Церкви человек может найти настоящее знание о Творце и общение с Ним. «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». (1Тим.3:15) Церковь – это не собрание эгоистов, где каждый сам за себя, но семья, главной которой есть Бог, Господь наш Иисус Христос. «И вы — тело Христово, а порознь — члены». (1Кор.12:27) «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь». (Кол.1:24) Таким образом, вера в Бога подразумевает не как нечто индивидуальное, а что-то общее, соборное.
Бог Творец открывает Себя всему миру, а не отдельным лицам. Увы, для многих это кажется неудобным, потому как вступает в противоречие с эгоистичным обществом, где люди не просто отдаляются от общения друг с другом, но воспринимают окружающих как враждебный элемент или помеху. Нежелание любить приводит к пустоте и страданиям. Церковная молитва учит любить друг друга и объединяться вместе не вокруг неких временных человеческих идей, но в Боге. Молясь вместе, мы учимся любить друг друга и любить Бога, как нашего Небесного Отца. Ходя в храм на общее богослужение, мы перестаем быть эгоистами и принимаем друг друга как братьев и сестер во Христе.
«Если Бог существует, покажите мне Его и тогда я уверую. Если Бог есть, почему я Его не слышу?»
Бог не насилует волю человека. Он дает возможность выбора: верить или не верить. Может ли Бог припереть к стенке очевидностью? Может. Тогда почему Он этого не сделает? Ведь тогда все будут верующими. Дело в том, что Богу не нужны просто верующие, Ему нужны те, кто будут Его любить. Если с неба громогласно прозвучит: «Я есть Бог и Мне одному служите», то думаю, непослушных не окажется. Послушание было бы или из страха или из-за желания получить бонусы за хорошее поведение. В таком принудительном случае любовь невозможна. Будет только страх или желание выгоды. Вот потому Бог дает настоящий выбор верить или не верить, никого не припирая к стенке.
Кто желает увидеть Бога, тот Его увидит. А кто нет, тот и смотреть не захочет. Вот как в науках земных. Если человек не верит в астрономию, он никогда не посмотрит в телескоп, но будет требовать показать ему Юпитер в микроскоп. Вот так и здесь. Есть у нас разные инструменты, предназначенные для познания мира. Нос для запаха, глаза для света, уши для звука, а вот духовное зрение, его еще можно назвать шестым чувством, или религиозным – оно для того чтобы видеть Бога. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8) Вот для того чтобы увидеть Бога, нужно иметь чистое сердце. А что такое чистое сердце? Это детская любознательность и действие. Если с любознательностью более или менее ясно, то что такое действие? Действие, чтобы увидеть Бога – это молитва, внутренний религиозный поиск, изучение религии, бескорыстные дела милосердия и стремление быть лицом к Абсолюту, чтобы Его узнать. В науках тот же принцип. Для того чтобы увидеть Юпитер – нужно повернуть лицо к телескопу. Для того чтобы увидеть молекулы – нужно вонзить взор в микроскоп. Это сугубо личный опыт, который во многом тяжел на объяснения. Это тоже, что пытаться объяснить, как сладок мед тому, кто никогда его не пробовал.
Важно помнить, что способность встретить Творца есть у каждого из нас, даже если предприняты все усилия заглушить религиозный зов. Нужно только пойти навстречу Творцу и захотеть впустить Его в свою жизнь. Кому нужны интеллектуальные аргументы, они имеются. Кому нужен простой детский опыт встречи с Творцом, он доступен каждому. Только бы усилием воли принять решение и честно быть готовым разбить все стены, мешающие познать Бога. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс.33:9)

  • 647
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.