Диалог с Иеромонахом Макарием
Высшая мера наказания
Зубов Андрей Борисович в одной из своих лекций сказал, что нельзя называть смертную казнь "мерой наказания", потому что "наказание" означает "наказ, вразумление". Должна ли Церковь в принципе протестовать против смертной казни?
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник..."
А.Б. Зубов - замечательный историк и религиовед, превосходный лектор, - но он не философ. не богослов, ему чужда формальная строгость систематических рассуждений. - Есть и противоположные примеры: среди известных апологетов есть острые мыслители-философы, которым не хватает исторических или естественнонаучных знаний... - А нам, читателям, надо набираться лучшего от каждого из них и не сетовать, что у мастера обувного дела слегка пригорел пирожок!
Замечание А.Б. Зубова следует понимать очень просто: "Хорошо бы было, если бы в нашем обществе не возникала потребность в смертной казни". - Но она, к сожалению, возникает.
Служит ли смертная казнь "наказанием" в исходном смысле этого слова, то есть средством вразумления, исправления и воспитания? - Да, безусловно, по меньшей мере в четырех различных функциях:
1) Для каждого из нас - как смиряющий и отрезвляющий фактор: "Не радуйся смерти человека, хотя бы он был самый враждебный тебе: помни, что все мы умрем" (Сир.9:8).
2) Для тех, кто склонен к криминальному поведению или подвержен воздействию преступных сообществ, в т.ч. террористических организаций: как фактор устрашения.
3) Для тех, кто ожидает смертного приговора за свое преступление, или, получив таковой, надеется на помилование или замену: как фактор полного переосмысления и перемены всей своей жизни (вспомните Достоевского; и мне приходилось знать таких людей, см. convent.mrezha.ru/_text/twoLetters.htm).
4) Для тех, чей смертный приговор приводится в исполнение: как фактор покаяния (Лк.23:40-42).
На сегодняшний день de-facto смертная казнь в куда большей мере служит "наказанием", нежели лишение свободы: "Бывает, добрый человек попадет в тюрьму, но чтобы из тюрьмы _вышел_ добрый человек - это редкая удача..."
Отношение Церкви к смертной казни - законно именуемой высшей мерою наказания - четко сформулировано в ОСК РПЦ (в числе создателей коих был, кстати, проф. Зубов): "[Церковь] признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а _наипаче_ соображений охраны жизни благонамеренных членов общества".
Такие великие нации, как китайская, индийская, иранская и северо-американская (пускай по-своему, но бесспорно великие) широко и неуклонно применяют высшую меру наказания - что, вместе со всем вышесказанным, и нам служит материалом к размышлению...
- 1052
- 12
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
Метки