Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Понимая всю огромную важность милостыни, хотелось бы понять, написано: "пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать." Некоторые батюшки говорят, что давайте всем, пьяницам тоже надо что-то кушать. Понятно, что в метро, например, давать бесполезно, у них все отбирают...
Юлия спрашивает о милостыне: «Хотелось бы понять. Написано: "Пусть милостыня твоя запотеет в твоих руках, пока ты не узнаешь, кому дать"», – спрашивает Юлия.
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Хотел бы, чтобы вы знали, где это сказано. Это сказано в книге Дидахе, «Учение двенадцати апостолов». Это памятник христианской письменности I-го века – одна из первых книжек, написанных после Евангелия. Там есть такой совет: чтобы милостыня потела в руке до тех пор, пока ты не распределишь, кому что дать.
Продолжение вопроса: «Некоторые батюшки говорят, что давайте всем – пьяницам тоже надо что-то кушать. Это понятно. Вопрос не в том, чтобы понять, кому давать, а кому – нет, но, может быть, просто подавать, не задумываясь? От всего сердца?»
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Да, конечно, нужно подавать, не задумываясь, от всего сердца. Я думаю, что грязный, пьяный, какой-нибудь немытый человек в Ваших глазах – это некий образ того, какой являетесь, собственно, Вы в глазах Господа Бога. И когда Вы просите что-нибудь у Господа Бога, то он дает Вам это, невзирая на то, что Вы в Его глазах ничуть не лучше бомжа в Ваших глазах. То есть, думаю, – это очень сопоставимые категории.
Вопрос не в том, кому давать, вопрос – сколько давать. Например, если есть какая-нибудь мать-одиночка с ребенком или какой-нибудь больной человек, не имеющий попечителей, то ему, конечно, не нужно давать ни сто рублей и не пятьдесят рублей, а ему хотелось бы дать какие-то серьезные деньги – тысяч пять, шесть, десять. Где их взять? Значит, нужно собирать, копить на серьезную помощь серьезным людям.
А вот всем остальным – пожалуйста! – давать можно по монетке, по десять рублей, по пять рублей, по бумажечке в пятьдесят рублей, но не более. То есть вопрос здесь – не кому, а сколько. Тем, которые просто попрошайничают (ну, если уж совсем наглый какой-нибудь, то можете не давать – Вы свободный человек), тем, которые сидят и просят: старушки какие-нибудь… Вот безногий, например. Может быть, его кто-то и использует – привозит «на работу», увозит с перекрестка этого, собирает мзду, отдает ему десятину… Может быть. Но сам факт безногости или какого-нибудь другого увечья – он, вообще, понуждает давать.
Другое дело – здоровый какой-нибудь человек: баба какая-нибудь или мужик, на своих ногах, с толстой рожей, ходит и нагло выпрашивает что-то – здесь, конечно, уже не ахти как хочется давать. Это некрасиво. А вот увечность, старость, дети на руках, еще что-то такое – это, конечно, понуждает давать. Ну, давайте чуть-чуть. Давайте что-нибудь – чуть-чуть.
А серьезную милостыню, вот эту – «запотевшую в руке» – нужно откладывать, накапливать и давать тем, кто по-настоящему нуждается в лечении, в содержании. Есть же много людей, которые реально нуждаются, но они просто не ходят никуда. И мы вправе находить их и давать им серьезную помощь, накопленную и отложенную. Вот, я думаю, здесь так решается вопрос: давать всем, но давать по-разному.
- 2125
- 17


Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки