Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Как избавиться от воображения при молитве
Как надеяться на Бога без воображения? Я раньше молился много с воображением. Думал, что вижу Бога. Впал в прелесть. С помощью духовника лет 5 назад я стал отходить от этого. Бороться со своим воображением. По неразумному доверию к своему духовнику я перестал молиться совсем, оставил себе молитву...
Алексей спрашивает: «Как надеяться на Бога без воображения? Я молился с воображением, думал, что вижу Бога, впал в прелесть…»
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Ну вот, видите…
Продолжение вопроса: «С помощью духовника стал отходить от этого, бороться с воображением. По неразумному доверию к духовнику перестал молиться совсем. Сейчас стал стараться молиться, но плохо получается. Искушения… Враг мешает… Как надеяться на Бога без воображения?»
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Я, честно говоря, не знаю, как надеяться на Бога с воображением! Для Вас вопрос, как на Него надеяться без воображения, а для меня вопрос – как это с воображением надеяться? Вот если мне, например, плохо. Вот я не люблю, например, лечить зубы. Я перед дверью зубоврачебного кабинета впадаю в мелкую дрожь. Но я должен молиться Богу о том, чтобы Он дал мне силы перетерпеть неприятную процедуру (я выдумываю на ходу, чтобы Вы поняли). Но я при этом ничего себе не придумываю, не воображаю ничего. Мне не надо воображать ничего. Допустим, у меня есть страх или тревога. Изнутри своего страха или тревоги я взываю к Богу, и когда произношу Его имя, я верю и знаю, что это имя приближает меня к Нему, я чувствую близость Божию. При призывании имени, при вере, при призывании с верой. Мне не надо для этого ничего воображать. Так, как я не воображаю воздух, когда я дышу, так не воображаю Бога, когда молюсь. И Вы не воображайте. Воображение к Богу не ведет.
Так что, я думаю, что сам вопрос рожден этой долгой практикой мечтаний каких-то. То есть Вы, наверное, душу свою раздергали в плане того, что она Вам рисует там какие-то картины, а если картин нет, то Вы не знаете о чем молиться. А как раз без картин-то молиться и надо. Молиться-то приятно с закрытыми глазами, вникая в слова текста. Или глядя на горящую свечу или лампаду, потому что огонек в темноте концентрирует внимание. Или глядя на образ. Лучше всего – на образ нерукотворный Господа Иисуса Христа или на образ Пресвятой Богородицы с Богом-младенцем. Любой при этом. И всё. Так Серафим Саровский говорил: «Закрыть глаза или смотреть на горящее пламя свечи или на образ». Вот три вещи. А мысль заключать в слова, то есть впихивать ум в слова молитвы. Вот это и есть наше занятие, ничего не придумывая себе в фантазиях.
- 1402
- 3
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки