Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Зачем читать Святых Отцов?
Прошу Вас разъяснить важность и необходимость чтения не только Священного Писания, но и творений святых отцов. Например, святителя Игнатия Брянчанинова и святителя Феофана Затворника. В свете этого, какой аргументированный ответ можно дать друзьям-протестантам, которые вопрошают: "Зачем нам читат...
Дмитрий Сюткин спрашивает о важности и необходимости чтения не только Священного Писания, но и творений святых отцов.
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Понимаете, дорогой Дмитрий, словосочетание «святые отцы» такое объемное, что нужно всё-таки понять, о чем мы говорим. Я не знаю, каких святых отцов Вы читали. То есть святые отцы, например, нужны, чтобы понимать смысл Священного Писания. Вот ты читаешь Священное Писание и что-то не понимаешь, например. Ты берешь святых и читаешь толкования. Вот, например, одна из самых любимых христианских книг из Библии – это псалтирь. Ее читать нужно всю жизнь, и она – бездонна. Но там много вещей, которые плохо понимаются. Вот и надо взять толкования святых отцов, например, Афанасия Великого «Толкование на псалмы». И вот смотришь там: псалом, допустим, 52-й. О чем там говорится – я ничего не понимаю. А Афанасий говорит: то-то, то-то, то-то… Ах, вот в чем дело! Вот для этого нужно читать святых отцов. Чтобы понимать Писание.
Есть догматические творения святых отцов, в которых изъясняются догматы веры. Есть аскетические творения святых отцов, в которых объясняется, как бороться со страстями. Это другой раздел писаний. Есть исторические творения святых отцов, в которых описываются периоды церковной истории и борьбы за истину. Есть апологетические писания отцов, в которых объясняется, почему нужно верить так, а не так, и как защититься от различных лжеучений.
То есть писания святых отцов – это огромная библиотека. Ее нужно читать, почитывать потихонечку, интересоваться. Вы распробуйте для себя вкус этих писаний. Например, Великим постом мы должны прочитать Иоанна Лествичника – его знаменитую «Лествицу». Или авву Дорофея, или тех же Григория Богослова и Василия Великого. Или проповеди Златоуста возьмите и начните читать. Это доступно. И попробуйте почувствовать сладость этих книг, а если Вы эту сладость почувствуете, вопрос отпадет сам собой. Вы тогда поймете: ах, вот зачем нужно читать! Потому что берешь того же Златоуста, читаешь, а он тебе пытается объяснить какой-нибудь текст, который ты сто раз уже сам читал. И вдруг он тебе его так объясняет, о чем ты сам никогда не додумался бы. И говоришь: «Ах, вот оно что! Ничего себе! Я бы никогда не додумался…»
Вот зачем нужно читать: они знают больше, они понимают глубже, они пронзают мне сердце своими словами, и я потом уже не могу ни о чем думать – думаю только о Господе и Его словах. Вот для чего нужно читать святых отцов. Ну, и там много разных таких причин… Поэтому, как только Вы распробуете сладость святоотеческих писаний – у Вас не будет возникать вопросов. Вы скажете: «Я знаю, зачем нужно читать святых отцов! Для этого, этого, этого…» Вот для этого пробуйте. Вам не всё понравится, не всё будет понятно. Например, возьмете «Добротолюбие», полистаете… «Ой, я вообще ничего не понимаю…» Взяли что-нибудь другое. «О! А это я понимаю!» То есть – ищите! Ищите то, что Вам понятно и то, что Вам сладко. И потом продолжайте движение.
- 1832
- 1
Обсуждают на елицах
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки