Диалог с Протоиереем Андреем Федосовым
Повесть Андреева "Иуда Искариот"
Отец Андрей, можете ли вы истолковать или прокомментировать произведение Леонида Андреева "Иуда Искариот"?
Оно не очень известное, тем не менее изучается в школе. Школьники недоумевают, потому что повесть очень двойственна, недосказанна и вобще не понятна, т.к. значительно отходит от Библейского сюжета. То есть, своего рода карикатура. Что можно об этом сказать с точки зрения Православия?
ЗАСТАВИЛ себя прочесть эту повесть - понятия не имею, почему ее изучают в школе. От библейского сюжета она отходит, но даже не в этом главная проблема: я не узнаю в ней Христа. Тот Иисус, который описан в повести и Тот, которого знает Церковь - разные люди.
В данном произведении Иисус - наивный и изнеженый "учитель", которого все почему-то(!) любят и о котором заботятся. Его ученики "пророчески предупреждали" Иисуса об Иуде, но он простодушно не внял их мудрым(!) советам и приблизил к себе Иуду. Иисус вместе с учениками от души смеется "шутке" Иуды про убитую собаку (это вообще за гранью). Почему-то все, в том числе и Иисус, умиляются постоянным враньем Иуды. Иисус был очень зол когда узнал, что в селении, где они только что побывали, все тут же сочли его за вора и лжеца, потому что у какой-то женщины пропало что-то из домашней живности. Пропажу нашли, а мнение осталось - Иисус был просто убит горем (наивный простачок-дурачок, разочаровавшийся в людях) и никто не смел даже приблизится к нему по этому поводу.
Ученики ведут себя неестественно странно и все время не покидает ощущение "притянутости за уши" их характеров. Они изображены какими-то увольнями, которые в конце концов признали Иуду мудрейшим, а уже после распятия чуть ли не за своего нового учителя... (жесть) Спор их на счет первенства "на том свете" не имеет ничего общего с евангельским спором на счет первенства в "царстве Божьем" которое настоящими учениками мыслилось как ЗЕМНОЕ царство.
Наконец - Иуда. Зачем его так ужасно описывать и постоянно подчеркивать, что за такой внешностью ничего хорошего быть не может? Ощущение такое, что автору все время "мало" - он постоянно возвращается к этой теме и смакует кошмарную внешность Иуды и мерзость его характера (Горлум отдыхает). Представляю себе школьников: они точно мигом найдут у кого тоже внешность "не очень" и сделают соответствующие выводы; одна надежда - на распространенную привычку наших деток ничего не читать. Думаю они нисколько не потеряют, если не прочтут этот "шедевр" русской литературы, а скорее даже приобретут.
Свежо выглядит попытка представить поступок Иуды как желание всех перехитрить, однако его действия после предательства кажутся надуманными. Видимо автор пытался с их помощью просто точнее объяснить поступок Иуды. Сцена в синедрионе после казни (когда Иуда вернул деньги) выглядит совершенно сырой и вообще очень странной, равно как и его появление среди учеников.
Вывод: лучше бы вместо этого произведения школьники читали главы из романа о Понтии Пилате из "Мастера и Маргариты" Булгакова. По крайней мере это действительно шедевр
- 707
- 4


Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки