Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Отец Андрей, что означает момент во время Литургии, когда произносятся слова "Святая святым" ? К кому они обращены? К каким святым?
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
– «Святая» – это святые дары. Это – двойственное число. «Святое» – это единственное число, «святая» – это двойственное число, а «святые» – это множественное число. «Святая» – это двойственное число, указывающее на хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христовыми. Это – евхаристические дары. Тело и Кровь Спасителя – это «Святая». Это два вещества – хлеб и вино, принесенные на евхаристию, освященные благодатью Божьей и молитвой церкви, ставшие Телом и Кровью и актуализировавшие для нас таинство причащения, то есть введшие нас в пространство Тайной вечери. А «святые» – это люди, находящиеся в храме. То есть «святые» – это христиане, это люди, взятые в удел, чтобы возвещать Совершенство призвавшего их из тьмы в Чудный Свой Свет.
«Святой» – это значит избранный. Еврейское слово «кадеш» – «избранный» – означает, что «Я отделил вас и взял вас к Себе». То есть момент освящения еврейского народа – это переход через Красное море и вхождение в путешествие, а потом дарование закона. Как они говорят: «Ты освятил нас заповедями». То есть, если Бог говорит: «Ты – мой», – то вот тебе заповеди для жизни и живи вот так. Это значит, что Бог объявил тебя и освятил, дав тебе некий особый закон для жизни и ты – выделенный, освященный и приближенный.
Святость вовсе не означает безгрешие. Я предполагаю, что это звучит в вопросе: «Как это мы – святые? Мы же – грешники?!» Мы – грешники и одновременно – святые. Святой не значит безгрешный. Святой в отношении человека значит – избранный, призванный и приближенный. Именно в этом смысле мы – святые. А степень нашей праведности, степень нашего безгрешия – это отдельный вопрос жизни каждого человека. Отчасти он известен нам, но в полноте – только Самому Господу Богу.
Вот как апостолы называли христиан в своих посланиях: «Братья святые и возлюбленные! Некогда чужие Богу, а ныне нечужие – свои, родные, люди, взятые в удел. Некогда – не народ Божий, а теперь – народ». Вот это и есть – быть святым. В своей первосвященнической молитве Христос говорит: «Освяти их истиною Твоею», – что означает: отдели их от всех, приблизь их к себе и даруй им познание того, чего остальные не понимают. Это значит – быть освященным. Освященным и призванным. Святая Святых. Тело и кровь Христа – призванных к святости христиан.
- 491
- 8
Обсуждают на елицах
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки