Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым

Профиль Елицы Диалог закрыт
Протоиерей
Андрей Ткачев
566 ответов

Отец Андрей, что означает момент во время Литургии, когда произносятся слова "Святая святым" ? К кому они обращены? К каким святым?

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
– «Святая» – это святые дары. Это – двойственное число. «Святое» – это единственное число, «святая» – это двойственное число, а «святые» – это множественное число. «Святая» – это двойственное число, указывающее на хлеб и вино, ставшие Телом и Кровью Христовыми. Это – евхаристические дары. Тело и Кровь Спасителя – это «Святая». Это два вещества – хлеб и вино, принесенные на евхаристию, освященные благодатью Божьей и молитвой церкви, ставшие Телом и Кровью и актуализировавшие для нас таинство причащения, то есть введшие нас в пространство Тайной вечери. А «святые» – это люди, находящиеся в храме. То есть «святые» – это христиане, это люди, взятые в удел, чтобы возвещать Совершенство призвавшего их из тьмы в Чудный Свой Свет.


«Святой» – это значит избранный. Еврейское слово «кадеш» – «избранный» – означает, что «Я отделил вас и взял вас к Себе». То есть момент освящения еврейского народа – это переход через Красное море и вхождение в путешествие, а потом дарование закона. Как они говорят: «Ты освятил нас заповедями». То есть, если Бог говорит: «Ты – мой», – то вот тебе заповеди для жизни и живи вот так. Это значит, что Бог объявил тебя и освятил, дав тебе некий особый закон для жизни и ты – выделенный, освященный и приближенный.

Святость вовсе не означает безгрешие. Я предполагаю, что это звучит в вопросе: «Как это мы – святые? Мы же – грешники?!» Мы – грешники и одновременно – святые. Святой не значит безгрешный. Святой в отношении человека значит – избранный, призванный и приближенный. Именно в этом смысле мы – святые. А степень нашей праведности, степень нашего безгрешия – это отдельный вопрос жизни каждого человека. Отчасти он известен нам, но в полноте – только Самому Господу Богу.

Вот как апостолы называли христиан в своих посланиях: «Братья святые и возлюбленные! Некогда чужие Богу, а ныне нечужие – свои, родные, люди, взятые в удел. Некогда – не народ Божий, а теперь – народ». Вот это и есть – быть святым. В своей первосвященнической молитве Христос говорит: «Освяти их истиною Твоею», – что означает: отдели их от всех, приблизь их к себе и даруй им познание того, чего остальные не понимают. Это значит – быть освященным. Освященным и призванным. Святая Святых. Тело и кровь Христа – призванных к святости христиан.

  • 491
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.