Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым

Профиль Елицы Диалог закрыт
Протоиерей
Андрей Ткачев
566 ответов

Человек создан Богом по образу и подобию своему. Что это значит для человека?

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
– Это значит, как минимум, две вещи: что образ и подобие по-разному требовательны к человеку. Наличие образа Божьего в человеке говорит о том, что это неотчуждаемое свойство. Его нельзя забрать, украсть, помрачить, изрезать на кусочки, замазать краской. То есть образ Божий одинаков и у грешника в аду, и у святого в раю. Это то царственное достоинство, которым Бог почтил человека. Мы не можем выразить его исчерпывающе, но можем смело говорить, что образ Божий в человеке проявляется через царственное положение разума в человеке, как существа разумного, и наличие у человека слова. У Бога есть Слово – это Его Сын. И человек – существо словесное, способное к духовному росту, к молитве. Способное к тому, чтобы управлять собою. Ум должен быть сильным возницей, а колесницей – чувства. Человек – это существо, которое само себя делает. Человек – это существо, которое должно управлять собою. Это проявление образа.


К тому же, человек поставлен в царственное положение в природе. Будучи слабее всех животных, существующих в мире, не умея летать, как птицы, не умея плавать, как рыбы, не умея видеть в темноте, как кошки, не умея обгонять на собственных ногах барса или антилопу – человек, тем не менее, правит всем миром: барсами, рысями, антилопами, бегемотами, кошками. Он заставил зубы собаки быть для себя защитой, а шесть овцы – для себя одеждой. Он научился при помощи ума летать быстрее птицы и плавать быстрее рыб и дельфинов. Человек – царь в мире, и это – его образ. Это проявление его образа.

Кроме того, повторю, что у человека есть бессмертная душа и словесный ум, которым он должен управлять всей своей жизнью. Это образ. Мы должны благодарить Бога за то, что мы почтены этим образом и, соответственно, знать, что это есть наше неотчуждаемое свойство. Мы должны быть людьми, а не животными.

А что касается подобия, то оно у всех разное. В человека вложена возможность деятельного уподобления Богу. То есть мы можем быть подобны Господу Богу в мудрости, в милосердии, в сострадании, жертвенности, в мужестве и храбрости, и так далее. Во всех добродетелях. То есть всякая добродетель – есть упражнение в том, чтобы быть похожим на Господа. Те, кто очень похожи, называются преподобными. Они, действительно, подобны Богу во всем.

Так что, подобие требует развития, а образ есть у всех. Вот это – две вещи, о которых стоит сказать прежде всего, говоря об образе и подобии в человеке. Святые развили свое подобие до максимально возможной степени. А что касается образа, то он – царская печать на душе человеческой. Помните, когда Христос говорит: «Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово», – то там показана монета, на которой оттиснут лик царский. Он спрашивает: «Чей тут лик?» Ему отвечают: «Кесарев». – «Дайте кесарю кесарево».

Всё это очень хорошо с точки зрения налогов и платы государству дани и оброка. Это понятно. Это, конечно, великая мудрость. Но здесь есть еще подтекст: на монете – образ кесаря, а на душе – образ Божий. По сути, надо все душевные движения Богу посвятить, потому что – чей образ на монете? Кесарев. Отдайте кесарю кесарево. А на душе человеческой – чей образ? Чья печать? Божья. Отдайте всю свою душу Богу. Душу – Богу отдайте! Всем, что имеете – таланты, память, воображение, силы, способности – попытайтесь послужить Богу. В землю не закапывайте. Так что образ так же обязывает человека отдавать Божие Богу и полюбить Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением, всей преданностью своей.

  • 309
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.