Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Благословите, батюшка! Вот уже несколько лет привыкла заканчивать день под ваши проповеди "На сон грядущим", спасибо! Последнее время задумываюсь над вопросом осталась ли Божественная Благодать, что даётся священнику при рукоположении на том, кто в последствии отлучён от Церкви? Может ли решением...
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
– Священник и архиерей, высшие священники и другие священнодействующие лица – а не священство, благодатью данное в личное пользование. Вот католическое пасторское богословие думает примерно так: человека сделали священником – и никуда он теперь от этого не денется, и во веки веков будет священником. И даже если он тяжко нагрешит или в голове у него что-нибудь помешается, и он будет говорить вещи, противные Евангелию или церкви, то всё равно он будет священником и будет священствовать. Какая-то неотъемлемость и неупраздняемость священства присутствует в католическом понимании.
У православных – нет. Православные считают, что священник не священствует благодатью, полученной им в личное пользование однажды и навсегда. Священник священствует по мере принадлежности к церкви. Вместилище благодати – сердечная мышца, которая качает благодатную кровь – это церковь. Присутствие в церкви, живость твоя в церкви, твоя живая связь с нею – делает тебя благодатным. Благодатным может быть и мирянин. И мирянин должен быть благодатным! Когда он побеждает свои грехи и страсти, исполняет заповеди, угождает Богу – он благодатен. Благодатным должен быть и дьякон, и священник, и монах, и архиерей – по мере причастности твоего сердца, твоего существа, твоих мыслей к церкви. Стоит поссориться с церковью, отойти от нее, начать думать иначе, чем думает она – и благодать Божия уже не может или не хочет Дух Святой действовать через такого отщепенца. Если же разрыв с церковью произошел категоричный и окончательный, как у этого Филарета (но он еще жив и, может быть, он еще покается в последние дни или часы своей жизни, но на данный момент – разрыв видится окончательным) – при таком разрыве благодать Божия совсем оставляет человека. И то, что происходит с Филаретом, в силу неизбежности, распространяется на всех тех, кто считает его патриархом. Поэтому, будучи безбожным человеком – он является безблагодатным человеком и делает безбожной и безблагодатной ту общину, которая имеет вид церковности и связана с ним, как со своим патриархом. Такова правда Божия.
- 703
- 17
Обсуждают на елицах
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки