Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Когда видишь часто знакомых, которым наплевать на веру и дела нет до Бога, возникает желание рассказать им – слушать не хотят. Это чувство переживания, что так много людей вне Церкви. Насколько оно полезно? Почему нам должно везти? Как вести себя в присутствии людей, которые надсмехаются над веро...
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
– По первой части вопроса: те люди, которые не знают Бога, должны слышать благовестие о Боге от своих ближних, родных, знакомых, соседей – раньше, чем от священников. Дерзну сказать, что в каком-то смысле каждый верующий человек должен быть хотя бы для кого-то первым в жизни проповедником, первым благовестником знаний о Христе Воскресшем. Поэтому Ваше желание поговорить о Боге с людьми, которых Вы знаете и любите – естественно и необходимо. Другое дело, что слушать не хотят. И боль от закрытых сердец, боль от невозможности диалога с человеком о Боге – это боль, которая тоже должна быть известна каждому верующему человеку.
А вот что делать дальше? Действительно, куда ведет чувство переживания о том, что так много людей не знают Господа? А вот что пишется в Евангелии: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве…» То есть жатвы – много, делателей – мало. «Печаль объяла меня от грешников, оставляющих закон Твой». Печально смотреть на людей, которым не нужно ничего, что нельзя на хлеб намазать. Которые не думают о вечности, о нравственном законе, о совести, о неизбежности суда и воздаяния, которые не думают о перемене жизни. Печально, очень печально, очень тревожно, очень жалко людей. Бывает, что и гнев возникает на них, потому что нельзя жить, как свинья – всё время вниз смотреть. Да поднимите же голову на небо!
То есть здесь смесь разных чувств: от глубокой печали и скорби до некоего – да что же это такое? Конечно, во всех этих эмоциях нужно сдерживать себя. Если Вы, например, уверовали в Бога в 25-ть лет, то Вы тоже до 25-ти лет – и в 18 лет, и в 19 лет – были и глухой, и немой, и ничего не понимающий. И кто-то тоже мог раздражаться на Вас, но Вы в то время – еще не дозрели. А потом – дозрели. И слава Богу! Так что – будем ждать. Долго терпеть и ждать того момента, когда росток веры пробьется в сердце каждого человека. Но также будем и сеять! Сеять и ждать. Собственно, этим и занимаются земледельцы: они сеют и ждут.
Что отвечать на усмешки? Смеющихся над Господом – среди Ваших друзей быть не должно! Человек, смеющийся над Господом и над божественными темами – кощунник, человек, у которого язык без костей и душа без принципов – не наш друг! С такими людьми нужно рвать. Кощунство – наказуемо, а бессовестность – отвратительна. Святитель Филарет (Дроздов) говорил, что нужно «гнушаться врагами церкви». Если человек ведет себя, как враг церкви, и всё святое ему чуждо, да он еще и дерзает смеяться над тем, что свято для меня – этого человека можно смело гнушаться. Любите врагов ваших, сокрушайте врагов отечества, гнушайтесь врагами церкви. Есть люди, у которых имеется остаточный принцип святости. Такой человек говорит: «Для меня святого – мало… Может быть, только мама и Родина… А вот это ваше – для меня не свято. Но раз для тебя это свято – я тебя не трогаю, я над этим не смеюсь». Это остаточная порядочность, которая тоже может быть уважаема. Но если у тебя нет ничего святого, а ты еще и мое святое поносишь – я тебя не знаю. Мне кажется, что так поступать правильно. Кто бы это ни был.
- 920
- 44
Обсуждают на елицах
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки