Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым

Профиль Елицы Диалог закрыт
Протоиерей
Андрей Ткачев
566 ответов

Когда видишь часто знакомых, которым наплевать на веру и дела нет до Бога, возникает желание рассказать им – слушать не хотят. Это чувство переживания, что так много людей вне Церкви. Насколько оно полезно? Почему нам должно везти? Как вести себя в присутствии людей, которые надсмехаются над веро...

Прочитать весь вопрос

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
– По первой части вопроса: те люди, которые не знают Бога, должны слышать благовестие о Боге от своих ближних, родных, знакомых, соседей – раньше, чем от священников. Дерзну сказать, что в каком-то смысле каждый верующий человек должен быть хотя бы для кого-то первым в жизни проповедником, первым благовестником знаний о Христе Воскресшем. Поэтому Ваше желание поговорить о Боге с людьми, которых Вы знаете и любите – естественно и необходимо. Другое дело, что слушать не хотят. И боль от закрытых сердец, боль от невозможности диалога с человеком о Боге – это боль, которая тоже должна быть известна каждому верующему человеку.


А вот что делать дальше? Действительно, куда ведет чувство переживания о том, что так много людей не знают Господа? А вот что пишется в Евангелии: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве…» То есть жатвы – много, делателей – мало. «Печаль объяла меня от грешников, оставляющих закон Твой». Печально смотреть на людей, которым не нужно ничего, что нельзя на хлеб намазать. Которые не думают о вечности, о нравственном законе, о совести, о неизбежности суда и воздаяния, которые не думают о перемене жизни. Печально, очень печально, очень тревожно, очень жалко людей. Бывает, что и гнев возникает на них, потому что нельзя жить, как свинья – всё время вниз смотреть. Да поднимите же голову на небо!

То есть здесь смесь разных чувств: от глубокой печали и скорби до некоего – да что же это такое? Конечно, во всех этих эмоциях нужно сдерживать себя. Если Вы, например, уверовали в Бога в 25-ть лет, то Вы тоже до 25-ти лет – и в 18 лет, и в 19 лет – были и глухой, и немой, и ничего не понимающий. И кто-то тоже мог раздражаться на Вас, но Вы в то время – еще не дозрели. А потом – дозрели. И слава Богу! Так что – будем ждать. Долго терпеть и ждать того момента, когда росток веры пробьется в сердце каждого человека. Но также будем и сеять! Сеять и ждать. Собственно, этим и занимаются земледельцы: они сеют и ждут.

Что отвечать на усмешки? Смеющихся над Господом – среди Ваших друзей быть не должно! Человек, смеющийся над Господом и над божественными темами – кощунник, человек, у которого язык без костей и душа без принципов – не наш друг! С такими людьми нужно рвать. Кощунство – наказуемо, а бессовестность – отвратительна. Святитель Филарет (Дроздов) говорил, что нужно «гнушаться врагами церкви». Если человек ведет себя, как враг церкви, и всё святое ему чуждо, да он еще и дерзает смеяться над тем, что свято для меня – этого человека можно смело гнушаться. Любите врагов ваших, сокрушайте врагов отечества, гнушайтесь врагами церкви. Есть люди, у которых имеется остаточный принцип святости. Такой человек говорит: «Для меня святого – мало… Может быть, только мама и Родина… А вот это ваше – для меня не свято. Но раз для тебя это свято – я тебя не трогаю, я над этим не смеюсь». Это остаточная порядочность, которая тоже может быть уважаема. Но если у тебя нет ничего святого, а ты еще и мое святое поносишь – я тебя не знаю. Мне кажется, что так поступать правильно. Кто бы это ни был.

  • 920
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.