Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
А где сегодня обличители неправды власть предержащих? Вот смотрю я жития святых: св. Иоанн Златоуст, митр. Филипп, о. Максим Грек, да и многие другие... И странное ощущение создаётся. Понимаю, что Чубайс, например, не Иоанн Грозный, и так вот посылать синодики по монастырям не будет, да и покаяни...
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Хороший вопрос. Да и я думаю, что этот вопрос соберет под собою длинный список подписей согласных людей, потому что люди хотят, чтобы церковь не была индифферентна и прохладна к происходящему и чтобы она с властью говорила, – говорила свое слово тому, кому надо. Другое дело, что не публично, может быть, – лицом в лицо или через телеканалы и радиообращения – ведь можно на ухо сказать строгие вещи. Вот в этой части мы не знаем, кому Патриарх строго или мягко, на ухо или при личной беседе глаза в глаза, может, говорит какие-то сложные и серьезные вещи для исправления ситуации. Такие вещи, наверняка, есть.
Для того, чтобы церковь возвысила свой голос и конкретно обратилась к власти, необходимо, чтобы власть была действительно безбожна. Как это сделал Патриарх Тихон в отношении большевиков в 1918-м году. Он говорил, что вы обещаете счастье, но наводнили землю кровопролитием и убийством. Вы – безбожники! Вы духом своего противления вызвали из подземелья древнего сатану. То есть никакого счастья, обещанного вами, не будет. И так далее, и так далее. Те из вас, кто еще считается христианином – отлучены от Христа и так далее. Всё это он говорил. Но это нужно говорить в таких вот совершенно жестких условиях.
Вот по поводу пропаганды новой сексуальной морали можно смело высказываться в таком духе: всякий, придерживающийся, пропагандирующий, поддерживающий подобного рода вещи отлучен от церкви, на его голову падет справедливое возмездие. Об этом всём можно и нужно говорить, и Вы справедливо поднимаете этот вопрос. Может быть, мы не всё говорим, не всегда говорим, не проводим более полного необходимого анализа того, в чем, где и когда нужно сказать свое слово. Например, однозначно жесточайшим наказанием должны преследоваться (и церковь может смело это благословить) люди, распространяющие наркотики, сбывающие их в особо крупных размерах; люди, ограбляющие государство и выводящие деньги за его пределы, подрывающие мощь собственной страны; люди, крадущие у людей. То есть кража у человека еще по ветхозаветному закону каралась непременной смертью. То есть укравший у человека (если украденное найдено у него) должен быть предан смерти без сомнения, потому что он совершил невозможное – у людей воровать нельзя! Есть целый перечень таких жутких вещей, которые должны караться жесточайше, и церковь должна сказать: «Правильно! Так и надо!» Вот этого не хватает.
Растлители, соблазнители, развратители – вся эта шумная компания должна быть исторгнута из числа нормально живущих людей, и церковь должна возвышать голос свой об этом. Церковь должна и власти говорить довольно внятные вещи, но иногда нужно кричать шепотом. Иногда, вместо того, чтобы поднимать шум на всю деревню, нужно подойти к человеку и просто поговорить с ним. Я думаю, что лучшие из наших иерархов именно так и поступают. Но в целом – вопрос очень правильный и будем надеяться, что в том числе и Вашими молитвами этот процесс будет и дальше идти, и церковь будет исполнять функцию совести в народе. Иначе народ будет просто бессовестным, потому что больше никто ничего не скажет.
- 583
- 10
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки