Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Как Вы относитесь к главной книге евреев - Талмуд? Как правильно её воспринимать?
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Дорогой Алексей, Талмуд – это не книга. Это – целая библиотека книг. Вот за моей спиной стоит какое-то количество книг. Так вот если умножить их на десять – это будет только пол-Талмуда. Это огромное количество всякой справочной литературы.
Это литература, которая бережно накапливалась в течение столетий и которая касается широчайшего спектра вопросов. Во-первых, толкование Священного Писания с разночтениями и разномнениями, то есть один думал так, другой – совершенно противоположное. И то, и другое есть в Талмуде. Это сборник медицинских советов и рецептов. Социальных, психологических, исторических справок, притч – вплоть до загадок и шарад на тему Священного Писания. То есть – это огромный пласт исторической памяти еврейского народа, зафиксированный в письменном виде.
В переводе «талмуд» звучит как «предание». То есть у нас есть свой Талмуд – Священное Предание. Просто «талмуд» – это еврейское слово. У нас есть свое Священное Предание – наряду со Священным Писанием. То есть евреи считают, что у них есть две Торы: одна написанная и одна устная. И устная Тора не менее важна, чем письменная. Считается, что всё, что написано в Библии – это письменная Тора, а то, что Моисею сказал Бог устно на горе, и Моисей это не записал, а просто хранил в памяти и передавал другим, – это устная Тора. Тут есть некое предание. Предание объясняет Писание. Это очень важная сторона их жизни и надо просто понимать механизм взаимоотношений между этими двумя источниками знаний – Преданием и Писанием. Предание – это широкий поток, Писание – это его центральная часть внутри Предания. То есть Писание у́же Предания. Примерно так относимся к этому и мы. Мы считаем, что есть Предание церкви, внутри которого помещено Писание, и Писание понимается только благодаря наличию контекста, наличию Предания.
Так что здесь нет ничего преступного, но, конечно, ни одна христианская голова не осилит прочитать Талмуд, потому что он чудовищно огромен и в некоторых своих частях совершенно не нужен для нас. В большей своей части – он совершенно не нужен для нас. Рассуждать о том, что можно есть при появлении первой звезды или можно ли есть яйцо, сварившееся не полностью, или какой длины должны быть кисточки на одежде – в общем, там есть такие вопросы, которые нам с вами совсем не нужны. Поэтому мы не прочтем его никогда до конца, если бы даже захотели. Но ничего такого жуткого в этом Талмуде (чтобы Вы думали, что там про то, как пить кровь христианскую) – нет. Это накопленный столетиями (и даже уже скоро, пожалуй, – тысячелетиями) опыт понимания духовной жизни и около духовной жизни. То есть – всего круга жизненных вопросов. Это есть Талмуд. Вот как к нему относиться? Вот он такой, какой он есть и, конечно, я его не читаю – он не является предметом моего изучения, но, так или иначе, я встречаюсь с информацией, содержащейся в нем. Там есть некоторые интересные вещи. Некоторые – совершенно непонятные нам вещи, некоторые – совершенно ненужные нам вещи и некоторые – очень интересные и полезные для нас вещи там тоже есть. Этот вопрос просто нужно демифологизировать и не бояться – это не чернокнижие. Я Вас уверяю. Это совсем другое.
- 605
- 3
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки