Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым

Профиль Елицы Диалог закрыт
Протоиерей
Андрей Ткачев
566 ответов

Я крестилась в 40 лет, сейчас мне 63. Нужна ли исповедь с начала жизни? Там было много страшных грехов. Я в них очень раскаиваюсь. И раньше надеялась, что во время крещения эти грехи мне были прощены. Но недавно услышала о так называемой "генеральной" исповеди или исповеди с начала жизни.
Прости...

Прочитать весь вопрос

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Достаточно таинства крещения и того, что Вы в них страшно раскаиваетесь. То есть генерально переписывать свою жизнь не надо. Всё, что было до сорока лет, смыло с Вас таинство крещения. Не нужно больше… Не нужно проявлять недоверие к Богу и Его таинству – и достаточно того, что есть.
Продолжение вопроса: «Раньше надеялась, что во время крещения грехи мне были прощены…»
— Так оно и есть.

Продолжение вопроса: «…Но недавно услышала о так называемой "генеральной" исповеди или "исповеди с начала жизни". Каково Ваше мнение?»
— Я Вам вот что скажу: по опыту общения с людьми, которые добиваются генеральной исповеди, желают, так сказать, по всем сусекам поскрести и весь мусор из себя вымести, я пришел к выводу, что исповедь эта не имеет никакой пользы и никакого практического значения. Ничего хорошего от этих «генеральных» исповедей я не видел. Я даже больше Вам скажу: я считаю, что люди, которые увлекаются подобного рода вещами, пытаются до скрупулезной точности вымести, так сказать, в доме души каждую пылинку – они способны даже заболеть на тему поиска греха и вечного страха перед грехом. И они даже способны раздвоить свою личность. Они способны религиозно заболеть, то есть духовно сломаться. Вместо ясности, простоты, силы и чистоты, которые ожидаются христианином, Вы можете найти какого-то параноика, который боится шагу ступить, ибо постоянно ищет везде грех. Это как раз люди, которые пытаются везде и всюду заметить грех. Тут грех, там грех… Запишу, чтобы не забыть это всё. Это какая-то болезнь ума, когда люди, вместо того, чтобы исцеляться в православии, – заболевают в православии. Бойтесь этого и сделайте шаг назад от этих всех вещей.

Поэтому, по моему мнению: крестились в сорок, сейчас Вам шестьдесят три – благодарите Господа! Как Моисея еврейский народ отделял от фараона и Египта водной преградой в виде Красного моря, которое они перешли (за спиной – вода, а впереди – земля обетованная), так и Вас вода крещения отделяет от сорока лет, от того «Египта», в котором Вы были до крещения. Теперь – вперед! В землю обетованную! Нечего ковыряться в прошлой жизни. Незачем возвращаться в Египет. Вы перешли через воду. То есть вода крещения – это водная преграда, которая отделяет Вас от Египта. Всё! Египет сзади – зачем туда возвращаться? Вперед надо идти. Так надо поступать. И всё. Таково мое отношение к этим «генеральным» исповедям.

Другое дело, что в монашестве. Например, в книге о старце Силуане Афонском описывается афонская практика: монах приходит в монастырь, перед постригом ничего не делает, на послушания не ходит – только на богослужения. Вспоминает всю свою жизнь, записывает ее до подробностей. Потом это всё прочитывается духовником на исповеди, разрывается, совершается постриг, дается новая жизнь, новое имя и начинается рождение нового человека. Это монашество, это совершенно другое дело. А нам, в миру́, незачем изображать из себя то, чем мы не являемся. Надо жить попроще. Вот такова моя мысль. С Богом – вперед! Еще проживите сорок лет без греха и прежнее загладится.

  • 1614
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.