Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым
Я крестилась в 40 лет, сейчас мне 63. Нужна ли исповедь с начала жизни? Там было много страшных грехов. Я в них очень раскаиваюсь. И раньше надеялась, что во время крещения эти грехи мне были прощены. Но недавно услышала о так называемой "генеральной" исповеди или исповеди с начала жизни.
Прости...
Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Достаточно таинства крещения и того, что Вы в них страшно раскаиваетесь. То есть генерально переписывать свою жизнь не надо. Всё, что было до сорока лет, смыло с Вас таинство крещения. Не нужно больше… Не нужно проявлять недоверие к Богу и Его таинству – и достаточно того, что есть.
Продолжение вопроса: «Раньше надеялась, что во время крещения грехи мне были прощены…»
— Так оно и есть.
Продолжение вопроса: «…Но недавно услышала о так называемой "генеральной" исповеди или "исповеди с начала жизни". Каково Ваше мнение?»
— Я Вам вот что скажу: по опыту общения с людьми, которые добиваются генеральной исповеди, желают, так сказать, по всем сусекам поскрести и весь мусор из себя вымести, я пришел к выводу, что исповедь эта не имеет никакой пользы и никакого практического значения. Ничего хорошего от этих «генеральных» исповедей я не видел. Я даже больше Вам скажу: я считаю, что люди, которые увлекаются подобного рода вещами, пытаются до скрупулезной точности вымести, так сказать, в доме души каждую пылинку – они способны даже заболеть на тему поиска греха и вечного страха перед грехом. И они даже способны раздвоить свою личность. Они способны религиозно заболеть, то есть духовно сломаться. Вместо ясности, простоты, силы и чистоты, которые ожидаются христианином, Вы можете найти какого-то параноика, который боится шагу ступить, ибо постоянно ищет везде грех. Это как раз люди, которые пытаются везде и всюду заметить грех. Тут грех, там грех… Запишу, чтобы не забыть это всё. Это какая-то болезнь ума, когда люди, вместо того, чтобы исцеляться в православии, – заболевают в православии. Бойтесь этого и сделайте шаг назад от этих всех вещей.
Поэтому, по моему мнению: крестились в сорок, сейчас Вам шестьдесят три – благодарите Господа! Как Моисея еврейский народ отделял от фараона и Египта водной преградой в виде Красного моря, которое они перешли (за спиной – вода, а впереди – земля обетованная), так и Вас вода крещения отделяет от сорока лет, от того «Египта», в котором Вы были до крещения. Теперь – вперед! В землю обетованную! Нечего ковыряться в прошлой жизни. Незачем возвращаться в Египет. Вы перешли через воду. То есть вода крещения – это водная преграда, которая отделяет Вас от Египта. Всё! Египет сзади – зачем туда возвращаться? Вперед надо идти. Так надо поступать. И всё. Таково мое отношение к этим «генеральным» исповедям.
Другое дело, что в монашестве. Например, в книге о старце Силуане Афонском описывается афонская практика: монах приходит в монастырь, перед постригом ничего не делает, на послушания не ходит – только на богослужения. Вспоминает всю свою жизнь, записывает ее до подробностей. Потом это всё прочитывается духовником на исповеди, разрывается, совершается постриг, дается новая жизнь, новое имя и начинается рождение нового человека. Это монашество, это совершенно другое дело. А нам, в миру́, незачем изображать из себя то, чем мы не являемся. Надо жить попроще. Вот такова моя мысль. С Богом – вперед! Еще проживите сорок лет без греха и прежнее загладится.
- 1614
- 9
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки