Звери и бессмертие
Здравствуйте, батюшка.
Мы ехали с отдыха и на трассе на заправке под нашу машину залез бездомный грязный кот. Никто его не видел. Отец тронулся и переехал коту лапу... Этого кота мы забрали и привезли домой, а после отвезли в ветеринарку. Там сделали рентген и ветеринар сказал, что кот не жилец... У него ко всему прочему была разорвана брюшина от удара(!) и очень низкая температура тела, операции кот не перенес бы... Мы кота не сбивали, мы ж с заправки спокойно тронулись, значит кот был сбит до нас, а под машину нам залез от шока. Конечно, это не снимает нашей вины, что переехали ему лапу...Но никто даже представить не мог, что кот залезет под машину - сейчас же не зима... И что-то так грустно нам с отцом после этой истории! Понятно, что детям сказали - котик убежал... Ну так грустно нам, что никак не можем отойти. Утешаемся тем, что кот свои последние часы провел в тепле и обласканый, все его гладили, он к нам ластился... Задумались - а души у животных есть? и если есть, что с этими душами происходит?
Вопрос сложный, единого общецерковного учения на этот предмет не существует, Св. Писание явно ни о чем не свидетельствует. Толкования стихов Рим. 8:19-22, где как будто идет речь о неразумных тварях, расходятся. Остается полагаться на отдельные святоотеческие материалы и практический разум, откуда можно усмотреть, что бессмертная душа не присуща животным по их природе, но они способны приобщиться к вечной жизни посредством своего общения с человеком. Сродство между человеком и животными - не природное, а приобретаемое в процессе одомашнивания, за счет нашей любви к ним.
Есть немало примеров из Житий святых, где человек сдруживался (хоть и не отождествлялся) с животным миром вокруг него. Например, некто жил на одном из островов Архипелага (Эгейское море), и там высадились охотники. Животные прибежали к человеку за защитой. Он вышел к охотникам и сказал: "Это мои друзья. Не трогайте их, ступайте охотиться в другие места!" - Заметьте, он не обличил их за сам факт охоты, но только защитил тех зверей, которые были рядом с ним.
Здесь надо соблюдать тонкое равновесие. С одной стороны нам грозит бессердечность, бесчувствие по отношению к животным, которых явно влечет к человеку. С другой стороны, есть опасность нехристианской идеологии "благоговения перед всякой жизнью". Благоговеем мы перед Богом, и перед человеком как Его образом, а животные могут служить нам пищей. - Доходит до того, что Спасителя объявляют вегетарианцем, хотя Евангелие прямо сообщает, что Он ел рыбу! (Лк.24:42-43)
Предмет этот, как будто не слишком серьезный, имеет первостатейное образовательное и воспитательное значение. Детям младшего возраста он дает урок любви и молитвенного внимания к их бессловесным друзьям; те, кто старше, на практике столкнутся с духовным вопросом, не имеющим простого, однозначного решения.
- 486
- 8
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки

