Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
26643 ответа

Руководства по воспитанию

https://dialog.elitsy.ru/answer/145910/
Вы пишете, что Евангелие должно быть руководством по воспитанию. Но есть ведь много книг по педагогике, как раз таких, где пишут, что нельзя растить детей рабами!

dialog.elitsy.ru/answer/145910/
Да, это правда. Но, как заметил еще Л.Н. Толстой, "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Приведу здесь краткий обзор одной книги по педагогике; заглавие опускаю, поскольку таких источников полным-полно, а дефекты у них очень схожие.

Книга несет на себе печальную печать той печальной эпохи, когда у нас с упорством, достойным лучшего применения, импортировали что попало от наших заокеанских геополитических партнеров. Свидетельства тому не только в ее содержании (о чем сказано ниже), но и в форме, и в стиле. Например, русские кальки английских неологизмов me-message и you-message насилуют нашу речь, а вместе с речью – неизбежно – и сознание, формируя подсознательную установку на некие недоступные нам откровения истины в скиннеровской psycho-babble, а заодно и назойливый позыв, задрав штаны, бежать за Дядей Сэмом.

Прежде чем продолжить разговор, подчеркну: в этой заметке я строго придерживаюсь конфессионального нейтралитета, излагая факты в виде, равно приемлемом для разумных читателей любого вероисповедания или непричастных религии. – Разумеется, в христианском контексте тот же самый материал можно было бы изложить точнее, доходчивее и убедительнее.
Теперь по содержанию книги.

1. Нравственная доминанта воспитания либо вовсе устранена, либо замаскирована соображениями второго и третьего уровня важности. В качестве контрпримера из реальной жизни привожу предсмертные слова отца о своей взрослой дочери: «Всю жизнь я стремился прежде всего к тому, чтобы ей было хорошо, – а надо было прежде всего стремиться к тому, чтобы она была хорошей».

2. Еще в большей мере устранен или затушеван родительский подвиг любви – то есть самоотдачи ради детей (в смысле п. 1, а не снабжения их конфетами, айфонами и наличными). Такому заблуждению способствуют попытки представить воспитание в симметричном виде: интересы детей – интересы родителей, потребности детей – потребности родителей и т.п. Но любовь не знает симметрии.

3. В книге отсутствует субъект семьи как единое целое: рассматриваются лишь члены семьи в отдельности. Между тем именно семья в целом служит субстратом воспитательного процесса. Это и здоровая многодетная многоуровневая семья, и столь обычная для нашей эпохи одинокая мать с ребенком: но в любом случае это _мы_, а не совокупность разрозненных _я_, будь они в процессе сотрудничества или конкуренции.

4. Начиная с младшего возраста, развитие ребенка – а затем юноши и девушки – происходит во взаимодействии с расширяющимся окружением: от семьи – к соседям, школе, обществу, нации, всему миру в целом. Этот важнейший факт, никак не отраженный в книге, устраняется из области внимания читателя.

5. Оправданный интерес и внимание к сфере эмоций в книге с досадным постоянством переходит в эмоциональный детерминизм, признание и принятие власти эмоций и самооценки над личностью. Вспомним про математический тест, в котором детям из разных стран предлагалось решить несколько задач и оценить собственные знания: школьники из США оказались впереди всех по самооценке и позади всех по результатам. Сюда же – саркастический инструктаж для неблагополучных подростков, How to feel good about doin’ bad (адекватный перевод на русский можно предложить в виде семинара на тему «Какая я дрянь и этим горжусь!»).

6. Наконец, важнейшие факторы – возрастная динамика и личные особенности ребенка – также исключены из рассмотрения. Что необходимо для пятилетнего, недопустимо для пятнадцатилетнего, и наоборот, – а в книге мы встречаем изящную неразбериху разновозрастных казусов без ссылок на характер, интересы и способности действующих лиц. Лишь в приложении вскользь упомянута некая формула, «До пяти лет обращайся с ребенком как с царем, до двенадцати как со слугой, а далее как с другом» – между тем как в реальности вашим другом ребенок должен быть _всегда_, слугой _никогда_, а тонкий баланс между царем, царедворцем, помощником и учеником вы непрестанно корректируете, согласуясь с его личностью, возрастом и ситуацией.

  • 980

Обсуждают на елицах

Макарий (Маркиш)
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.