Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
28334 ответа

Суть молитвы

Здравствуйте:) С началом поста вас! В чëм больше заключается суть молитвы- в том, что б Бог помог и дал, что ты просишь, или в том, что бы, например, стать духовнее, накопить на рай, так скажем и т.д.? Или и в том и в другом? В общем, можно ли молить Бога, когда не нуждаешься, казалось бы? Ну,...

Прочитать весь вопрос

"Накопить на рай" - дикий, безбожный нонсенс.
Далее - глава из книги "Ключи от Неба".

Войдя в храм, мы начинаем молитву. Хотели бы начать – но не всегда получается…
«В минуту жизни трудную,
теснится ль в сердце грусть,
одну молитву чудную
твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
в созвучье слов живых,
и дышит непонятная,
святая прелесть в них…»

Дети однажды спрашивали меня:
– Что это за молитва? В каких словах там благодатная сила?
– Неизвестно, – говорю, – поэт не рассказал.
– Почему ж он самого-то главного нам не рассказал?!...

В самом деле, почему? По той простой причине, что благодатная сила молитвы не в самих её словах, так же точно, как благодатная сила Креста – не в геометрической фигуре, иконописном изображении или скульптурной форме.
Благодатная сила возникает тогда и только тогда, когда слово становится живым, ко-гда его оживотворяет человеческое сердце, просвещенное светом Христа. Поэтому раз-ным людям, в разные времена, в разных условиях и житейских обстоятельствах, требуют-ся разные слова. И в самом деле, кто может знать, какую именно молитву повторял Лер-монтов в трудную минуту своего недолгого и горького века?... Но, какая бы она ни была, длинная или короткая, новая или старинная, самое главное он нам рассказал: донес до нас красоту и радость души, обращенной в молитве к Богу – что вполне доступно как взрос-лым, так и детям…

Если религия – это восстановление нашей связи с Богом, то молитвы – попытки кон-такта, разговора с Ним и со святыми, которые приблизились к Нему в прошлые времена. Попытки непростые, далеко не всегда успешные (с нашей стороны), но совершенно необ-ходимые. Поэтому они должны быть постоянными и неотступными: поэтому Церковь содействует нам, дает нам особые средства связи, чтобы слово отозвалось в нашем сердце и стало живым, – но налаживать контакт надо самим.

Любое дело начинают с простого. Самая простая молитва известна всем: «Господи, помилуй!» Ее вы многократно найдете в Св. Писании и Ветхого, и Нового Заветов, услышите в составе всех церковных служб; она служит неизменным нашим откликом на молитвенные прошения священника или дьякона на богослужениях; а некоторые даже употребляют ее в качестве присловья. Несмотря на краткость, в ней открывается огромная глубина: достаточно сказать, что в латинской мессе (древней Литургии в римско-католической церкви) сохраняются эти два слова по-гречески, Кирие, элеисон, и вели-чайшие композиторы, как И.-С. Бах, черпали в них впоследствии вдохновение для своих шедевров церковной музыки. Древние христианские переводчики не нашли в латыни точного отражения их смысла: мы не добиваемся амнистии или подаяния от Господа, не пытаемся вызвать Его на жалость, но сами ищем способа приобщиться к Его вечной и неизменной милости.

В краткости преимущество этой молитвы, но в краткости же и недостаток: наш мед-ленный ум не успевает следовать за нею (почему и читают или поют её троекратно, две-надцать раз подряд, иногда 40, бывает и 50). В результате распространилась её несколько удлиненная и обогащенная форма, чаще всего такая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бо-жий, помилуй мя грешного». Эту молитву принято называть Иисусовой: она идеально укладывается в ритм нашего восприятия и сознания.

Испытанная веками христианского опыта, Иисусова молитва способна стать основой нашего внутреннего молитвенного строя – а это огромная ценность. Сравнить ее можно с эталонным сигналом, по которому отлаживаются приборы нашей души: чем чаще и ин-тенсивнее запускаем мы отладочный сигнал, тем точнее и надежнее они действуют. Ко-гда нитка четок между пальцев монаха неспешно проходит свой бесконечный путь, знай-те: каждый узелок – это прочитанная Иисусова молитва. И вы привыкайте вспоминать её при всех обстоятельствах, во всех условиях, в любое время – про себя, вполголоса или вслух, – и вместе с нею всю ту реальность, которая стоит за её краткими, скупыми слова-ми.

Книга Псалмов – Псалтирь – вся состоит из молитв: их читали и пели как Спаситель со Своими учениками, так и все христиане, с самых первых дней. В жизни Церкви особое место отводится 50-му псалму, покаянной молитве царя Давида: «Помилуй мя, Боже...» (печальную эту повесть вы найдете в Библии). Читая псалмы, замечайте те из них, кото-рые тронули ваше сердце; возвращайтесь к ним почаще, пробуйте учить наизусть. Одну молитву, обращенную к Богу-Отцу, заповедал нам Сам Спаситель, а записали её еванге-листы Матфей и Лука: «Отче наш». Её, надеюсь, все вы знаете на память…

Издаются особые сборники молитв – молитвословы. Их весьма много (следите толь-ко, чтобы книга имела гриф «Рекомендовано Издательским советом…»), разного объема и содержания. В молитвословах можно найти молитвы на все случаи жизни, в том числе и для ежедневного употребления: с утра и перед сном, перед едой и после еды, в печали и в радости, для взрослых и для детей, старинные и современные, длинные и краткие. Учи-те их наизусть, учите, – не пожалеете.

От тех, кто подходит с нами к порогу Церкви, молитва нередко бывает скрыта ядови-тым туманом магии: «О чем можно просить Бога?... О чем просить святых?...Если произ-нести такие-то слова, тогда Бог сделает то-то и то-то?...» Все мы действительно нуждаем-ся в той или иной помощи, но, не разогнав, не рассеяв этот туман, мы не сможем её полу-чить, не сможем прикоснуться к Тому, Кто её нам дает. Поэтому уясним себе для начала: хотя просить Божией помощи – вполне естественно и даже необходимо, молитва вовсе не сводится к прошению.

В молитве – если это христианская молитва – можно заметить по крайней мере пять составляющих: исповедание веры, прославление, благодарность, покаяние и прошение. Впрочем, деление это весьма условное: не то, чтобы одна фраза была покаянной, другая возносила Господу славу, и т. п. Например, в краткой Иисусовой молитве, которую мы только что видели, есть все пять элементов: мы исповедуем веру в Иисуса Христа, возда-ем Ему славу как Господу (когда в древности переводили Библию с еврейского на грече-ский, то слово это, само по себе вполне обычное, Кириос – Господин, поставили вместо таинственной Тетраграммы, Божиего имени, которого сами евреи уже не произносили), благодарим за Его земную жизнь, крестную смерть и воскресение как Богочеловека Иисуса Христа, каемся в своих грехах и стремимся воспринять Его милость.

Иногда недоумевают: почему мы должны прославлять Бога, разве Он тщеславен? – Но нет ни малейшего смысла примерять к Богу человеческие грехи. Примерять к Нему надо человеческие добродетели, а они – не что иное, как отражение Его добра. Прослав-лять Бога – значит, выражать нашу любовь к Нему и делиться ею с ближними.
Нередко мы просим друзей и знакомых помолиться о нас, о наших близких: молимся мы друг о друге и без особых просьб, по своей собственной инициативе. В начале II века в городе Смирне (ныне Измир в Турции) был арестован тамошний епископ свт. Поли-карп: описание его смерти за Христа – едва ли не самый древний из известных историкам подлинных мученических актов – рассказывает, что он просил воинов «…дать ему один час помолиться беспрепятственно. Когда они согласились, то он встал к востоку и мо-лился, исполнившись благодатью Божией, так что в продолжение двух часов не мог умолкнуть. Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого бо-жественного старца. Когда же он окончил молитву, вспомнив всех, когда-либо общав-шихся с ним, малых и больших, славных и безвестных, и всю соборную Церковь по вселен-ной, и когда наступило время отправиться, тогда, посадив его на осла, повезли в город…»

Молитва друг о друге, о живых или ушедших из этой жизни людях, не отличается в принципе от любой другой молитвы. У нас нет мысли «выпросить» что-то у Господа или «напомнить» Ему о ком-то; это всё то же движение навстречу друг другу, словно к солн-цу по радиусам-лучам. Также и в молитвах, обращенных к Пресвятой Богородице и к другим святым, мы стремимся приблизиться к ним, приобщиться к их святости, зная, что они прежде нас приблизились к Источнику Света и приобщились Ему.

Помогает ли молитва? – С тем же успехом можно было бы спросить, помогает ли те-лефон. Да, помогает, если нам есть кому звонить и есть о чем говорить. И нет, не помога-ет, если звонить некому, если разрядилась батарея, если средство связи перестало дей-ствовать.

«Можно ли молиться своими словами?» – спросил как-то телезритель у митрополита Кирилла, будущего Патриарха. «Да, можно, – ответил Владыка, – и не только можно, но и нужно. Потому что молитва – это живое общение человека с Богом. И Богу мы должны поверять в молитве то, что у нас на душе. С Ним мы должны разделять опыт нашей жиз-ни, просить Его совета, Его благословения, Его помощи. Многообразие нашего жизнен-ного опыта невозможно вместить в текст тех молитв, которые мы знаем. Поэтому мо-литься своими словами нужно. Не просто можно, а нужно».

Молитвослов дает нам образцы личной молитвы, открывает нам молитвенный по-двиг святых подвижников, прошедших по земному пути впереди нас и давших нам при-меры святости, богомыслия и богообщения. А следовать этим молитвенным примерам, совмещать молитвы святых и свои собственные, – уже дело каждого из нас в отдельности.
  
Первоочередная задача – наладить свой молитвенный строй, привыкнуть к молитве. Мы начинаем и заканчиваем каждую трапезу краткими молитвами, отправляемся в путь с молитвой, входим в дом с молитвой, и вообще, стараемся начинать любое дело с молит-вы. Утренние и вечерние молитвы, приведенные в молитвословах по образцу монаше-ских правил, более обширны и продолжительны. И хотя в личной молитве нет и не может быть внешнего, формального устава, но обязательно требуется самодисциплина и серьез-ное усилие. Чтобы молитва стала двигать нас, нашу душу от земли к небу, от тьмы к све-ту, от скорби к радости, нам самим надо двигать молитву своим постоянством, терпением и вниманием.

Полезно назначить для себя время молитвы, для начала утром 10 минут, вечером 15. или больше, или меньше, смотря по вашим возможностям. Какие именно молитвы читать, каждый день одни и те же, или различные, – каждый определит для себя, на опыте и по совету опытного священника: лишь бы это было не бормотание, не «вычитывание», но живой голос вашего сердца, обращенный к Богу и к Его святым.

Общесемейная молитва приносит огромную пользу, объединяя членов семьи, так что они перестают отгораживаться друг от друга «личным делом» не только в молитве, но и во всём остальном. Поэтому лучше сократить молитвенное правило ради совместной мо-литвы, если это необходимо. Не забудьте про детей: дайте им, в зависимости от возраста и способностей, одну-две-три простых и ясных молитвы: пусть они читают их вслух, а вы слушайте. Потом начинайте общую молитву для взрослых, не удерживая детей при себе, – но дайте им понять, что по мере взросления они смогут молиться со взрослыми… Тогда они естественно, без нажима будут присоединяться к вашей молитве, младшие вслед за старшими.

Руководству к молитве, едва ли не самому ответственному в этой книжке, подведем итог словами покойного митрополита Виталия (Устинова). До своей трагической болезни владыка Виталий возглавлял Русскую Зарубежную Церковь; несмотря на все препятствия и трудности, она проложила себе путь к долгожданному воссоединению с полнотой Рус-ской Церкви, которое состоялось в 2007 году.

«Как важно понять, что сейчас больше всего нужно для русского народа! Мы читаем о бесконечных партиях, которые сейчас создаются; они растут, как грибы после хорошего дождя, и каждая партия предлагает какие-то свои рецепты для возрождения России, воз-рождения ее экономики и др., того не понимая, что надо обновить русское сердце.
Если у вас нет сердца, вы ничего не будете делать. Вы сами знаете это прекрасно, каждый по своему личному опыту, что без сердца нельзя делать никакого дела! Если к делу нет сердца, оно не будет спориться, ничего из него не выйдет.

Так вот, нужно исцелить сердце русское. Оно дряхлое сейчас, пустое, опустошенное безбожием. И вот, нужно его заполнить. Чем его заполнить надо? – Молитвою. Вот когда русский человек начнет сердечно молиться, тогда Россия и восстановится, и финансы, и всё, потому что сердце диктует всему: диктует рукам, ногам, всему человеку. Уму его диктует: как делать, что делать, как лучше сделать. Это тайна вообще всякого человека, а в особенности русского человека, который себя назвал Святой Русью. Это слово вышло не из кабинета министерства, не из-под пера ученого или писателя; оно вышло из недр русского народа. Сам Господь его так назвал, и нельзя приписать никому это название. Оно вышло из стихии, из молящегося русского сердца.

Да, существует Русь, Святая Русь. И чем она больше займет места в России, тем Рос-сия будет лучше жить».

Закончим, как и начали: стихами. Принадлежат они разным авторам разных эпох, различаются содержанием и стилем, но несут одно и то же заглавие: «Молитва». Ведь именно стихи, как мало что иное, наполняют наше сердце и дают ему заговорить.

Н.М. Языков
Молю святое Провиденье:
Оставь мне тягостные дни,
Но дай железное терпенье,
Но сердце мне окамени:
Пусть неизменен, жизни новой
Приду к таинственным вратам,
Как Волги вал белоголовый
Доходит целый к берегам!
(1825)

А.С. Пушкин
Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитвъ;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник возглашает
Во дни печальные Великаго поста:
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшаго крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи. (1836)

М.Ю. Лермонтов
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою,
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою прошу душу пустынную,
За душу странника в мире безроднаго,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холоднаго.
Окружи счастием душу достойную,
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, вх ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшаго ангела душу прекрасную.
(1837)

В.В. Диксон
Чтоб на людях глаза были суше —
Быстро слезы утрет рукав...
Я молюсь, чтоб до неба душу
Донести мне, не расплескав.
Я молюсь Тебе, Вездесущий,
Я молюсь Тебе на пути:
— Дай мне ныне мой хлеб насущный,
От лукаваго уведи.
Чистым сердцем и безкорыстно
Дай служить мне — и не покинь —
Ибо славен Ты ныне и присно
И во веки веков. Аминь.
(1929)

  • 570
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Избранное Рубрики Задать вопрос

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.