Диалог с Иеромонахом Макарием
Жить Церковью: непростой вопрос
Как поверить в Бога маловерному, так понастоящему? Вы говорите вынуть мозги из тумбочки. И еще говорите о дорогах в Дамаск и Эммаус. Но Бог являлся апостолам. А как нам поверить? По моему действует как опять же Вы говорите: жить Церковью. Я зачастил на исповедь слава Богу, и почувствовал голос жи...
На глубокий вопрос - серьезный ответ. Глава из книги "Ключи от Неба: руководство к действию".
За церковью – Церковь
===============
Что такое церковь даже малым детям объяснять не надо. Тут всё как на ладони: купола, колокола, яркие свечи, темные иконы, что-то читают, что-то поют, дьякон машет кадилом с чем-то благовонным, священник говорит проповедь о чем-то благолепном, а потом распахивают Царские Врата и выносят Чашу… Но бывает, слово это пишут с заглавной буквы, и тогда смысл круто меняется.
Церковь говорит… Церковь учит… Церковь и власть… Церковь и общество… Церковь истинная… Или не истинная… Церковь дает нам Св. Писание… Церковь – это мы… Церковь – это Тело Христово…
И то еще сказать, нам повезло, что в современных языках есть разница между прописными и строчными буквами. А в древности все буквы были «прописными» (в еврейском языке и сейчас так), и приходилось мириться с тем, что одно и то же слово обозначает два совершенно различных понятия.
Но так ли уж они различны?
Вот перед нами огромный дуб: хотя его и можно представить себе в целом – но не ощупать руками, не обследовать в деталях взглядом, не изобразить в виде точной картины. Большое дерево – это целый мир, богатый и неповторимый.
Теперь возьмем что-нибудь от этого дуба, что легко дается нам в руки: листок, веточку, жёлудь. Эти предметы вполне подвластны нашим пальцам, глазам, карандашу. И на первый взгляд – скажем, на взгляд любознательного ребенка – у них нет решительно ничего общего с многометровым многолетним исполином… Однако перед нами всё тот же дуб!
Для нас, взрослых, в этом нет никаких сомнений: мы знаем, как растут на дубе листья и ветви, созревают жёлуди. А каково ребенку? Легко ли ему взойти рассудком от простых и доступных вещиц у него на ладони до чего-то неведомого и необъятного?…
Человек на пороге Церкви – тот же ребенок. Но, в отличие от доверчивых и восприимчивых детей, нам недостаточно общих фраз и случайных аналогий: нам требуется надежное знание. Войдя в церковь, мы хотим увидеть Церковь, узнать и понять её.
Сделать это можно двумя путями, точно так же, как узнать дуб по желудю: путем исследования или путем наблюдения. Оба пути непростые, требуют времени и труда, но оба ведут к цели, если идти по ним, не уклоняясь в стороны.
Путь исследования требует привлечь сложнейшие микроскопические и биохимические средства, изучить внутренний состав, ДНК, генетический набор клеток желудя и дуба; мы придем к заключению, что это один и тот же биологический вид.
Путь наблюдения требует просто сидеть и ждать, глядя на то, как из желудя вырастает корешок и тоненький побег, пробивается на поверхность земли, выпускает листки, тянется вверх, ветвится, крепнет, растет – и лет через триста увидим воочию дуб-великан.
И перед теми, кто хочет познакомиться с Церковью, открываются те же самые два пути. Путь исследования – это богословие, а путь наблюдения – история. Однако у Церкви есть важная особенность: здесь они неотделимы друг от друга. Богословское исследование всегда разворачивается на историческом фоне, а серьезная церковная история требует основательных богословских знаний.
Православное богословие много перетерпело за две тысячи лет. Кто только не пытался его извратить, затемнить и уничтожить: от императоров до дикой толпы, от изощреннейших ученых-схоластов до неучей, графоманов и фанатиков. Над ним – наряду со его двоюродной сестрой, философией – издевались межеумки всех культур, времен и народов. Все эти напасти богословие переносит очень спокойно, но проще и доступнее от этого не становится. В прошлом столетии – совсем недавно по историческом счету – его в очередной взялись переиначивать кое-кто из «интеллектуалов Серебряного века»: эффект был тот же, как если бы художники-авангардисты заявились в конструкторское бюро и в назидание инженерам взялись широкими мазками малевать по чертежным доскам. Слава Богу, им вовремя указали на дверь…
История Церкви по самой своей природе более наглядна, более доступна, чем богословие. И когда вы станете знакомиться с нею – как с «вселенскими» её главами, так и с историей христианства на Руси – вы обнаружите потребность лучше понять, почувствовать, пережить душой основные богословские истины.
Тогда перед вами начнет раскрываться всё происходящее за порогом церкви. Вы по-новому посмотрите на золото куполов, по-новому услышите звон колоколов, увидите глубокий смысл в горящей свече, поймете язык иконописного образа, богослужение во всем его многообразии станет для вас источником знаний, вдохновения, душевной силы и радости, а Чаша, которую мы выносим из Царских Врат – источником бессмертия.
Есть множество замечательно интересных, мудрых и содержательных книг по истории Церкви, по основам богословия, да и по другим отраслям человеческого знания, неразрывно связанным с религией и Церковью. Но книги пишутся людьми, а людям свойственно ошибаться. Тем более свойственно ошибаться нам, читателям различных книг, слушателям различных указаний и мнений. Как выбраться из лабиринта противоречий на дорогу к истине?
…Был у меня в молодости знакомый по имени Алексей, из верующей семьи, хотя и не православной. Никакого отношения к современным импортным сектам он не имел: его родители при Сталине отбывали срок в лагерях за веру. Но Православия он не принял… Приходил к нам в храм, стоял вблизи входа, молился, думало чем-то своем. Я с ним говорил нередко, нередко и спорил, приводил, как мне казалось, весьма убедительные аргументы в пользу Православия. Как-то задал ему особенно «каверзный» вопрос, и он ответил мне так:
– Не знаю, что вам сказать. Я не богослов, не историк. Почему вы ждете от меня решения? Пока Господь мне не откроет, я ничего сказать вам не могу…
Помнится, я тогда прямо позавидовал Алексею, подумал: «Вот замечательный ответ! Какой скромный, смиренный человек, не стесняется своего незнания, своей простоты…» – А через пару дней, поговорив с более опытными прихожанами, понял, насколько я был неправ.
Ответ Алексея был и в самом деле хороший, честный, – но только не для православного верующего. Увы, ждать «пока Господь мне откроет» равносильно ожиданию урожая на невспаханном и незасеянном поле. Православному же в аналогичной ситуации следовало ответить так:
– Я не знаю ответа. Но если хотите, если вам нужно, я его найду. Дайте мне время – час, день, неделю (смотря по сложности вопроса, наличию информации и средств связи), и я сообщу вам исчерпывающие сведения. Не от себя, конечно, а от Церкви.
В том и особенность Православия, что мы с вами не оторваны друг от друга своей личной верой, но, благодаря ей, соединены в одно целое – Церковь. Земную Церковь составляют те, кто сегодня живет на земле, Небесную – те, кто уже перешел в иной мир, вместе с бесплотными ангелами, во главе с Самим Богом. Предание Церкви (по латыни традиция) – это не бабушкины сказки про леших, водяных и волшебников: это личный опыт святых, живое наследие, которое передает нам Церковь, из рук в руки, из поколения в поколение, и которое служит нам путеводной звездой на духовном пути, на дороге жизни и в океане информации.
Представьте себе солнце и расходящиеся от него лучи-радиусы (слово радиус означает по-гречески «луч»). Если две точки на разных радиусах приближаются к солнцу, они тем самым сходятся и друг с другом; и наоборот, уходя прочь от света, они удаляются и друг от друга. Запомните этот классический образ Церкви: источник света – Бог, а точки на радиусах – люди, все мы. Только есть в нем одна особенность, не всем известная, но очень важная: оставаться на месте невозможно. Либо мы, собравшись с силами, движемся к Свету и теснее сходимся вместе, – либо, замедлив ход и остановившись, неудержимо окатываемся назад, прочь от Света, прочь друг от друга…
* * *
Руководство к действию в этой связи дал без малого 200 лет тому назад замечательный русский мыслитель и поэт Алексей Степанович Хомяков:
«Мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь; дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церковь, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость».
А сегодня к этим золотым словам можно сделать поистине удивительное и очень оптимистичное добавление. Откуда нам черпать церковную мудрость? – понятно, из книг, из периодических изданий, рекомендованных самой Церковью… Но, как мы с вами видели, далеко не всё можно вложить в книгу, даже в самую лучшую! Христианский автор II века по имени Папий не застал в живых апостолов, знавших Самого Спасителя. Оставались, однако, ученики апостолов, так сказать, христиане второго поколения: у них-то и учился Папий, по его собственным словам, стремясь услышать, «что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних… Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос»i.
В последующие века лишь весьма немногим выпадало счастье слушать и учиться у живых наследников апостольской традиции. Но 19 столетий спустя, за счет развития и доступности техники, «живой, остающийся в душе голос» Православной Церкви снова достигает каждого, «кто имеет уши слышать». Краткий перечень ресурсов православного Интернета вы найдете в конце книги: обращения, проповеди, беседы и лекции патриархов, митрополитов, епископов, выдающихся ученых-богословов в аудио– и видеозаписях наряду с книгами несут свет Христовой истины всем без исключения.
Поэтому читайте, слушайте, смотрите смелее и шире, учитесь отличать истину от подделки и обмана, освобождайте душу от мглы и мусора, наполняйте рассудок знанием и сердце верой. Приближайтесь к Свету, соединяйтесь друг с другом.
- 677
- 1


Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки