Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
28334 ответа

Жить Церковью: непростой вопрос

Как поверить в Бога маловерному, так понастоящему? Вы говорите вынуть мозги из тумбочки. И еще говорите о дорогах в Дамаск и Эммаус. Но Бог являлся апостолам. А как нам поверить? По моему действует как опять же Вы говорите: жить Церковью. Я зачастил на исповедь слава Богу, и почувствовал голос жи...

Прочитать весь вопрос

На глубокий вопрос - серьезный ответ. Глава из книги "Ключи от Неба: руководство к действию".

За церковью – Церковь
===============
Что такое церковь даже малым детям объяснять не надо. Тут всё как на ладони: купола, колокола, яркие свечи, темные иконы, что-то читают, что-то поют, дьякон машет кадилом с чем-то благовонным, священник говорит проповедь о чем-то благолепном, а потом распахивают Царские Врата и выносят Чашу… Но бывает, слово это пишут с заглавной буквы, и тогда смысл круто меняется.
Церковь говорит… Церковь учит… Церковь и власть… Церковь и общество… Церковь истинная… Или не истинная… Церковь дает нам Св. Писание… Церковь – это мы… Церковь – это Тело Христово…
И то еще сказать, нам повезло, что в современных языках есть разница между прописными и строчными буквами. А в древности все буквы были «прописными» (в еврейском языке и сейчас так), и приходилось мириться с тем, что одно и то же слово обозначает два совершенно различных понятия.
Но так ли уж они различны?

Вот перед нами огромный дуб: хотя его и можно представить себе в целом – но не ощупать руками, не обследовать в деталях взглядом, не изобразить в виде точной картины. Большое дерево – это целый мир, богатый и неповторимый.
Теперь возьмем что-нибудь от этого дуба, что легко дается нам в руки: листок, веточку, жёлудь. Эти предметы вполне подвластны нашим пальцам, глазам, карандашу. И на первый взгляд – скажем, на взгляд любознательного ребенка – у них нет решительно ничего общего с многометровым многолетним исполином… Однако перед нами всё тот же дуб!

Для нас, взрослых, в этом нет никаких сомнений: мы знаем, как растут на дубе листья и ветви, созревают жёлуди. А каково ребенку? Легко ли ему взойти рассудком от простых и доступных вещиц у него на ладони до чего-то неведомого и необъятного?…
Человек на пороге Церкви – тот же ребенок. Но, в отличие от доверчивых и восприимчивых детей, нам недостаточно общих фраз и случайных аналогий: нам требуется надежное знание. Войдя в церковь, мы хотим увидеть Церковь, узнать и понять её.

Сделать это можно двумя путями, точно так же, как узнать дуб по желудю: путем исследования или путем наблюдения. Оба пути непростые, требуют времени и труда, но оба ведут к цели, если идти по ним, не уклоняясь в стороны.
Путь исследования требует привлечь сложнейшие микроскопические и биохимические средства, изучить внутренний состав, ДНК, генетический набор клеток желудя и дуба; мы придем к заключению, что это один и тот же биологический вид.
Путь наблюдения требует просто сидеть и ждать, глядя на то, как из желудя вырастает корешок и тоненький побег, пробивается на поверхность земли, выпускает листки, тянется вверх, ветвится, крепнет, растет – и лет через триста увидим воочию дуб-великан.
И перед теми, кто хочет познакомиться с Церковью, открываются те же самые два пути. Путь исследования – это богословие, а путь наблюдения – история. Однако у Церкви есть важная особенность: здесь они неотделимы друг от друга. Богословское исследование всегда разворачивается на историческом фоне, а серьезная церковная история требует основательных богословских знаний.

Православное богословие много перетерпело за две тысячи лет. Кто только не пытался его извратить, затемнить и уничтожить: от императоров до дикой толпы, от изощреннейших ученых-схоластов до неучей, графоманов и фанатиков. Над ним – наряду со его двоюродной сестрой, философией – издевались межеумки всех культур, времен и народов. Все эти напасти богословие переносит очень спокойно, но проще и доступнее от этого не становится. В прошлом столетии – совсем недавно по историческом счету – его в очередной взялись переиначивать кое-кто из «интеллектуалов Серебряного века»: эффект был тот же, как если бы художники-авангардисты заявились в конструкторское бюро и в назидание инженерам взялись широкими мазками малевать по чертежным доскам. Слава Богу, им вовремя указали на дверь…

История Церкви по самой своей природе более наглядна, более доступна, чем богословие. И когда вы станете знакомиться с нею – как с «вселенскими» её главами, так и с историей христианства на Руси – вы обнаружите потребность лучше понять, почувствовать, пережить душой основные богословские истины.
Тогда перед вами начнет раскрываться всё происходящее за порогом церкви. Вы по-новому посмотрите на золото куполов, по-новому услышите звон колоколов, увидите глубокий смысл в горящей свече, поймете язык иконописного образа, богослужение во всем его многообразии станет для вас источником знаний, вдохновения, душевной силы и радости, а Чаша, которую мы выносим из Царских Врат – источником бессмертия.

Есть множество замечательно интересных, мудрых и содержательных книг по истории Церкви, по основам богословия, да и по другим отраслям человеческого знания, неразрывно связанным с религией и Церковью. Но книги пишутся людьми, а людям свойственно ошибаться. Тем более свойственно ошибаться нам, читателям различных книг, слушателям различных указаний и мнений. Как выбраться из лабиринта противоречий на дорогу к истине?
…Был у меня в молодости знакомый по имени Алексей, из верующей семьи, хотя и не православной. Никакого отношения к современным импортным сектам он не имел: его родители при Сталине отбывали срок в лагерях за веру. Но Православия он не принял… Приходил к нам в храм, стоял вблизи входа, молился, думало чем-то своем. Я с ним говорил нередко, нередко и спорил, приводил, как мне казалось, весьма убедительные аргументы в пользу Православия. Как-то задал ему особенно «каверзный» вопрос, и он ответил мне так:
– Не знаю, что вам сказать. Я не богослов, не историк. Почему вы ждете от меня решения? Пока Господь мне не откроет, я ничего сказать вам не могу…

Помнится, я тогда прямо позавидовал Алексею, подумал: «Вот замечательный ответ! Какой скромный, смиренный человек, не стесняется своего незнания, своей простоты…» – А через пару дней, поговорив с более опытными прихожанами, понял, насколько я был неправ.
Ответ Алексея был и в самом деле хороший, честный, – но только не для православного верующего. Увы, ждать «пока Господь мне откроет» равносильно ожиданию урожая на невспаханном и незасеянном поле. Православному же в аналогичной ситуации следовало ответить так:
– Я не знаю ответа. Но если хотите, если вам нужно, я его найду. Дайте мне время – час, день, неделю (смотря по сложности вопроса, наличию информации и средств связи), и я сообщу вам исчерпывающие сведения. Не от себя, конечно, а от Церкви.

В том и особенность Православия, что мы с вами не оторваны друг от друга своей личной верой, но, благодаря ей, соединены в одно целое – Церковь. Земную Церковь составляют те, кто сегодня живет на земле, Небесную – те, кто уже перешел в иной мир, вместе с бесплотными ангелами, во главе с Самим Богом. Предание Церкви (по латыни традиция) – это не бабушкины сказки про леших, водяных и волшебников: это личный опыт святых, живое наследие, которое передает нам Церковь, из рук в руки, из поколения в поколение, и которое служит нам путеводной звездой на духовном пути, на дороге жизни и в океане информации.

Представьте себе солнце и расходящиеся от него лучи-радиусы (слово радиус означает по-гречески «луч»). Если две точки на разных радиусах приближаются к солнцу, они тем самым сходятся и друг с другом; и наоборот, уходя прочь от света, они удаляются и друг от друга. Запомните этот классический образ Церкви: источник света – Бог, а точки на радиусах – люди, все мы. Только есть в нем одна особенность, не всем известная, но очень важная: оставаться на месте невозможно. Либо мы, собравшись с силами, движемся к Свету и теснее сходимся вместе, – либо, замедлив ход и остановившись, неудержимо окатываемся назад, прочь от Света, прочь друг от друга…
* * *
Руководство к действию в этой связи дал без малого 200 лет тому назад замечательный русский мыслитель и поэт Алексей Степанович Хомяков:
«Мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви, и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь; дана же Церкви в полноте истины и без примеси лжи. Посему не суди Церковь, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость».

А сегодня к этим золотым словам можно сделать поистине удивительное и очень оптимистичное добавление. Откуда нам черпать церковную мудрость? – понятно, из книг, из периодических изданий, рекомендованных самой Церковью… Но, как мы с вами видели, далеко не всё можно вложить в книгу, даже в самую лучшую! Христианский автор II века по имени Папий не застал в живых апостолов, знавших Самого Спасителя. Оставались, однако, ученики апостолов, так сказать, христиане второго поколения: у них-то и учился Папий, по его собственным словам, стремясь услышать, «что говорил Андрей, что Петр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников Господних… Я понимал, что книги не принесут мне столько пользы, сколько живой, остающийся в душе голос»i.

В последующие века лишь весьма немногим выпадало счастье слушать и учиться у живых наследников апостольской традиции. Но 19 столетий спустя, за счет развития и доступности техники, «живой, остающийся в душе голос» Православной Церкви снова достигает каждого, «кто имеет уши слышать». Краткий перечень ресурсов православного Интернета вы найдете в конце книги: обращения, проповеди, беседы и лекции патриархов, митрополитов, епископов, выдающихся ученых-богословов в аудио– и видеозаписях наряду с книгами несут свет Христовой истины всем без исключения.
Поэтому читайте, слушайте, смотрите смелее и шире, учитесь отличать истину от подделки и обмана, освобождайте душу от мглы и мусора, наполняйте рассудок знанием и сердце верой. Приближайтесь к Свету, соединяйтесь друг с другом.

  • 677
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Избранное Рубрики Задать вопрос

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.