Диалог с Иеромонахом Макарием
Праздники подвижные и неподвижные
Здравствуйте, почему рождение Христа празднуется каждый год в одну и туже дату, а Пасха каждый год в разные дни?
Продолжительность года – то есть, периода обращения Земли вокруг Солнца – составляет приблизительно 365 суток с четвертью. Значит, календарь может иметь 365 дней в году, и каждые четыре года получать дополнительный день.
Именно так устроен календарь, принятый в Римской империи более двух тысяч лет тому назад декретом Юлия Цезаря и названный юлианским в его честь. Точно в таком виде существует он и сегодня как «старый стиль»: в обычные годы в феврале 28 дней, а в високосные, которые делятся на 4, февраль получает 29-е число и год удлиняется на сутки.
Когда будет Пасха?
Согласно свидетельству евангелистов, Спаситель был распят накануне еврейского праздника Пасхи (или Песах) и воскрес на следующий день после него – почему этим словом по-гречески и по-русски именуется торжество Его Воскресения из мёртвых. Согласно с данным фактом, древняя Церковь и назначила время своего главного праздника.
Как же узнать день Пасхи? Очень просто – если вспомнить, что у евреев календарь построен на фазах Луны, и выражение «новый месяц» буквально означает появление нового лунного серпа. Месяцы, соответственно, длятся 29 или 30 дней, и в году бывает 12 или 13 месяцев.
Первый весенний месяц, то есть первый месяц после весеннего равноденствия, носит название нисан; еврейская Пасха совершается в середине этого месяца, а значит, в первое весеннее полнолуние, 14-го нисана, как о том сказано в ветхозаветных книгах Левит и Чисел. Исходя из этого правила как раз и было определено время празднования христианской Пасхи: в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Яснее некуда, не правда ли?..
Но если во времена Моисея достаточно было наблюдать за движением Солнца и Луны и объявлять народу звуком труб о начале новых месяцев еврейского календаря, то христианской Церкви необходимо было соотнести этот лунный календарь с общепринятым юлианским и уметь рассчитывать пасхалию, то есть указывать заранее, на какую дату выпадет Пасха в тот или иной год.
Такой расчет делать научились. Он не столь уж громоздок, и приведен в энциклопедиях и учебных пособиях, – но большинству из нас он не нужен. Таблицы с рассчитанной пасхалией на ближайшие годы публикуются во многих изданиях церковного календаря; к тому же, дату Пасхи, как и всех подвижных праздников (т.е. событий триодного круга богослужений) на любые годы, прошлые и будущие, можно узнать в Интернете на сайте СвященникОтвечает.рф в разделе «Календарь».
С течением столетий, однако, положение дел несколько осложняется. Как мы с вами уже видели, юлианский календарь лишь приблизительно воспроизводит длительность солнечного года, так что весеннее равноденствие век за веком понемногу опережает юлианскую дату 21 марта. Также и расчет лунных фаз не обеспечивает абсолютной точности на протяжении веков. Поэтому даты празднования Пасхи, рассчитанные по принятому в церковном Уставе методу, расходятся с наблюдаемыми движениями Солнца и Луны по небосводу.
Православная Церковь мирится с этими особенностями исходя из принципов стабильности и гармонии Устава. Но римо-католическая Церковь вместе с переходом на григорианский календарь изменила и свой метод расчета пасхалии. В результате у римо-католиков, а вслед за ними и в протестантских, и в евангелических конфессиях Запада, Пасха может как совпадать с православной, так и опережать ее на одну, четыре или пять недель.
Есть еще одно обстоятельство, огорчительное для наших западных соседей. Дело в том, что и еврейская синагога давным-давно уже не занимается астрономическими наблюдениями, а ведет расчеты своего календаря по принятым там методам. Казалось бы, зачем христианам беспокоиться о еврейском календаре?.. – Однако символизм христианской пасхалии, основанный на евангельских событиях, требует праздновать Воскресение Христа строго после еврейской Пасхи.
В то время, как 21 марта по григорианскому календарю весьма точно соответствует астрономическому весеннему равноденствию, принятая синагогой длительность солнечного года не столь точна, и рассчитанный у них момент весеннего равноденствия отстает от астрономического. В результате римо-католическая Пасха, к немалому соблазну верующих, иногда случается раньше еврейской. А Православная Церковь гарантирована от такой неприятности, поскольку юлианский год немного длиннее синагогального.
На основе юлианского календаря в течение столетий сложился церковный Устав. В нем увязаны два годовых богослужебных круга, триодный и минейный, о которых мы говорили в первой части книги. Для каждого события триодного круга определены точные календарные границы, в пределах которых оно может произойти: например, Пасха – не ранее 22 марта, но не позднее 25 апреля, и т.п.
Но вспомним теперь про слово «приблизительно». Солнечный год (он же называется тропическим) на самом деле чуть-чуть короче, чем предполагает юлианский календарь: за сто с лишним лет накапливается отклонение в сутки. И если в IV столетии, когда юлианский календарь был принят Церковью, весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, то к XVI веку оно уже попадало на 11 марта…
Это не понравилось папе римскому Григорию XIII. В 1582 году он повелел после 4 октября считать не 5-е, а сразу 15-е число, то есть сократил тот год на десять «лишних» дней. И чтобы впредь такого не случалось, было решено три раза в 400 лет заменять високосный год простым.
Так возник григорианский календарь, «новый стиль», принятый в качестве гражданского во всем мире, а юлианский, «старый» остался в употреблении Православной Церкви. В этом нет ничего необычного: большинство традиционных религиозных культур имеют свой собственный календарь. Никаких неудобств или проблем это не вызывает, поскольку разница между тем и другим календарем постоянная: праздник Рождества по «новому стилю» приходится на 7 января, Пасха – от 4 апреля до 8 мая, и т. д. До конца нынешнего века разница составляет 13 дней и увеличивается на один день в те годы, которые делятся на 100, но не делятся на 400. Кто доживет до 2100 года, увидит, как праздник Рождества перейдет на 8 января по гражданскому календарю, оставшись на 25-м декабря по календарю церковному.
- 87
- 0


Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки