Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
29832 ответа

Праздники подвижные и неподвижные

Здравствуйте, почему рождение Христа празднуется каждый год в одну и туже дату, а Пасха каждый год в разные дни?

Продолжительность года – то есть, периода обращения Земли вокруг Солнца – составляет приблизительно 365 суток с четвертью. Значит, календарь может иметь 365 дней в году, и каждые четыре года получать дополнительный день.
Именно так устроен календарь, принятый в Римской империи более двух тысяч лет тому назад декретом Юлия Цезаря и названный юлианским в его честь. Точно в таком виде существует он и сегодня как «старый стиль»: в обычные годы в феврале 28 дней, а в високосные, которые делятся на 4, февраль получает 29-е число и год удлиняется на сутки.

Когда будет Пасха?

Согласно свидетельству евангелистов, Спаситель был распят накануне еврейского праздника Пасхи (или Песах) и воскрес на следующий день после него – почему этим словом по-гречески и по-русски именуется торжество Его Воскресения из мёртвых. Согласно с данным фактом, древняя Церковь и назначила время своего главного праздника.

Как же узнать день Пасхи? Очень просто – если вспомнить, что у евреев календарь построен на фазах Луны, и выражение «новый месяц» буквально означает появление нового лунного серпа. Месяцы, соответственно, длятся 29 или 30 дней, и в году бывает 12 или 13 месяцев.

Первый весенний месяц, то есть первый месяц после весеннего равноденствия, носит название нисан; еврейская Пасха совершается в середине этого месяца, а значит, в первое весеннее полнолуние, 14-го нисана, как о том сказано в ветхозаветных книгах Левит и Чисел. Исходя из этого правила как раз и было определено время празднования христианской Пасхи: в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния. Яснее некуда, не правда ли?..

Но если во времена Моисея достаточно было наблюдать за движением Солнца и Луны и объявлять народу звуком труб о начале новых месяцев еврейского календаря, то христианской Церкви необходимо было соотнести этот лунный календарь с общепринятым юлианским и уметь рассчитывать пасхалию, то есть указывать заранее, на какую дату выпадет Пасха в тот или иной год.

Такой расчет делать научились. Он не столь уж громоздок, и приведен в энциклопедиях и учебных пособиях, – но большинству из нас он не нужен. Таблицы с рассчитанной пасхалией на ближайшие годы публикуются во многих изданиях церковного календаря; к тому же, дату Пасхи, как и всех подвижных праздников (т.е. событий триодного круга богослужений) на любые годы, прошлые и будущие, можно узнать в Интернете на сайте СвященникОтвечает.рф в разделе «Календарь».

С течением столетий, однако, положение дел несколько осложняется. Как мы с вами уже видели, юлианский календарь лишь приблизительно воспроизводит длительность солнечного года, так что весеннее равноденствие век за веком понемногу опережает юлианскую дату 21 марта. Также и расчет лунных фаз не обеспечивает абсолютной точности на протяжении веков. Поэтому даты празднования Пасхи, рассчитанные по принятому в церковном Уставе методу, расходятся с наблюдаемыми движениями Солнца и Луны по небосводу.

Православная Церковь мирится с этими особенностями исходя из принципов стабильности и гармонии Устава. Но римо-католическая Церковь вместе с переходом на григорианский календарь изменила и свой метод расчета пасхалии. В результате у римо-католиков, а вслед за ними и в протестантских, и в евангелических конфессиях Запада, Пасха может как совпадать с православной, так и опережать ее на одну, четыре или пять недель.
Есть еще одно обстоятельство, огорчительное для наших западных соседей. Дело в том, что и еврейская синагога давным-давно уже не занимается астрономическими наблюдениями, а ведет расчеты своего календаря по принятым там методам. Казалось бы, зачем христианам беспокоиться о еврейском календаре?.. – Однако символизм христианской пасхалии, основанный на евангельских событиях, требует праздновать Воскресение Христа строго после еврейской Пасхи.

В то время, как 21 марта по григорианскому календарю весьма точно соответствует астрономическому весеннему равноденствию, принятая синагогой длительность солнечного года не столь точна, и рассчитанный у них момент весеннего равноденствия отстает от астрономического. В результате римо-католическая Пасха, к немалому соблазну верующих, иногда случается раньше еврейской. А Православная Церковь гарантирована от такой неприятности, поскольку юлианский год немного длиннее синагогального.

На основе юлианского календаря в течение столетий сложился церковный Устав. В нем увязаны два годовых богослужебных круга, триодный и минейный, о которых мы говорили в первой части книги. Для каждого события триодного круга определены точные календарные границы, в пределах которых оно может произойти: например, Пасха – не ранее 22 марта, но не позднее 25 апреля, и т.п.

Но вспомним теперь про слово «приблизительно». Солнечный год (он же называется тропическим) на самом деле чуть-чуть короче, чем предполагает юлианский календарь: за сто с лишним лет накапливается отклонение в сутки. И если в IV столетии, когда юлианский календарь был принят Церковью, весеннее равноденствие приходилось на 21 марта, то к XVI веку оно уже попадало на 11 марта…

Это не понравилось папе римскому Григорию XIII. В 1582 году он повелел после 4 октября считать не 5-е, а сразу 15-е число, то есть сократил тот год на десять «лишних» дней. И чтобы впредь такого не случалось, было решено три раза в 400 лет заменять високосный год простым.

Так возник григорианский календарь, «новый стиль», принятый в качестве гражданского во всем мире, а юлианский, «старый» остался в употреблении Православной Церкви. В этом нет ничего необычного: большинство традиционных религиозных культур имеют свой собственный календарь. Никаких неудобств или проблем это не вызывает, поскольку разница между тем и другим календарем постоянная: праздник Рождества по «новому стилю» приходится на 7 января, Пасха – от 4 апреля до 8 мая, и т. д. До конца нынешнего века разница составляет 13 дней и увеличивается на один день в те годы, которые делятся на 100, но не делятся на 400. Кто доживет до 2100 года, увидит, как праздник Рождества перейдет на 8 января по гражданскому календарю, оставшись на 25-м декабря по календарю церковному.

  • 87
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Избранное Рубрики Задать вопрос

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.