Диалог с Иеромонахом Макарием
Пояснения к молитвам
Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, мое смущение. Объясните, пожалуйста, в "Каноне о болящем", который читается за другого, болящего, человека, часто встречаются слова от первого лица. Получается, будто болящим называет себя сам молящийся. Например: "Аз гре́шный пла́чуся на одре́ свое́м лежа́, проще́ние ми пода́ждь, Христе́ Бо́же, и от боле́зни сея́ воздви́гни мя..." или "Умилосе́рдися и спаси́ мя, воздви́гни мя от одра́ боле́зненнаго, мощь бо моя́ во мне изнемо́же и весь неча́янием одержи́м есмь..." При этом молится же здоровый человек за другого, болящего, почему тогда он в первом лице говорит о себе как о болящем. А потом идут слова о болящем в третьем лице ("исцели его/её ")... Почему о болящем говорится то в первом, то в третьем лице? Или я что-то неправильно понимаю?
И еще хотела бы уточнить. Если молишься, читаешь этот канон за болящего крещеного, но невоцерковленного (или даже неверующего) человека, то смущают такие слова, как "спаси́ в боле́зни лежа́щаго, да от боле́зни воста́в, возда́ст обе́ты, я́же в печа́ли глаго́лаша уста́ его́", "уздра́ви боля́щаго, да возста́в послу́жит Ти, испове́дуя с на́ми Твою́ бла́гость", "Преложи́, Христе́, на ра́дость рыда́ние о неду́жнем скорбя́щих, да Твою́ получи́вше ми́лость, вни́дет в дом Твой, со обе́тными дарми́, сла́вяща Тя в Тро́ице Еди́наго Бо́га"... Ведь неверующий или невоцерковленный человек вряд ли даёт обеты Господу в болезни, а выздоровев, вряд ли пойдет в храм благодарить Бога... Получается, я, читая канон о болящем (в данном случае - о маме), Бога заранее обманываю? И что делать тогда? Хочется из любви к маме и с упованием на милосердие и любовь Господа читать этот канон, но несоответствие произносимого нашим настоящим обстоятельствам очень смущает...
1) Метонимический перенос глагольного лица с 3-го на 1-е и наоборот не столь уж редок в молитвенной поэтике и практике: только не путайте такого рода молитвы с богословскими тезисами. Например, священник нередко читает перед Причастием с амвона молитву "Верую, Господи, и исповедую..." в 1-м лице, хотя она адресована к Богу стоящими перед ним прихожанами. Другие примеры - в погребальном последовании, где часть стихир произносится от имени умершего.
2) Поскольку речь идет о Вашей _личной_ молитве, Вы можете её корректировать (сокращать, распространять, изменять) по Вашему собственному усмотрению, в соответствии с фактическими обстоятельствами жизни. См. об этом ответы в разделе "Голос живого сердца", www.convent.mrezha.ru/_text/qnaPrayer.htm#39.
Храм и молитва
Православие, Церковь, служба, треба, обряд, предрассудок
- 625
- 0
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки

