Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
30246 ответов

Пояснения к молитвам

Здравствуйте! Разрешите, пожалуйста, мое смущение. Объясните, пожалуйста, в "Каноне о болящем", который читается за другого, болящего, человека, часто встречаются слова от первого лица. Получается, будто болящим называет себя сам молящийся. Например: "Аз гре́шный пла́чуся на одре́ свое́м лежа́, проще́ние ми пода́ждь, Христе́ Бо́же, и от боле́зни сея́ воздви́гни мя..." или "Умилосе́рдися и спаси́ мя, воздви́гни мя от одра́ боле́зненнаго, мощь бо моя́ во мне изнемо́же и весь неча́янием одержи́м есмь..." При этом молится же здоровый человек за другого, болящего, почему тогда он в первом лице говорит о себе как о болящем. А потом идут слова о болящем в третьем лице ("исцели его/её ")... Почему о болящем говорится то в первом, то в третьем лице? Или я что-то неправильно понимаю?

И еще хотела бы уточнить. Если молишься, читаешь этот канон за болящего крещеного, но невоцерковленного (или даже неверующего) человека, то смущают такие слова, как "спаси́ в боле́зни лежа́щаго, да от боле́зни воста́в, возда́ст обе́ты, я́же в печа́ли глаго́лаша уста́ его́", "уздра́ви боля́щаго, да возста́в послу́жит Ти, испове́дуя с на́ми Твою́ бла́гость", "Преложи́, Христе́, на ра́дость рыда́ние о неду́жнем скорбя́щих, да Твою́ получи́вше ми́лость, вни́дет в дом Твой, со обе́тными дарми́, сла́вяща Тя в Тро́ице Еди́наго Бо́га"... Ведь неверующий или невоцерковленный человек вряд ли даёт обеты Господу в болезни, а выздоровев, вряд ли пойдет в храм благодарить Бога... Получается, я, читая канон о болящем (в данном случае - о маме), Бога заранее обманываю? И что делать тогда? Хочется из любви к маме и с упованием на милосердие и любовь Господа читать этот канон, но несоответствие произносимого нашим настоящим обстоятельствам очень смущает...

1) Метонимический перенос глагольного лица с 3-го на 1-е и наоборот не столь уж редок в молитвенной поэтике и практике: только не путайте такого рода молитвы с богословскими тезисами. Например, священник нередко читает перед Причастием с амвона молитву "Верую, Господи, и исповедую..." в 1-м лице, хотя она адресована к Богу стоящими перед ним прихожанами. Другие примеры - в погребальном последовании, где часть стихир произносится от имени умершего.

2) Поскольку речь идет о Вашей _личной_ молитве, Вы можете её корректировать (сокращать, распространять, изменять) по Вашему собственному усмотрению, в соответствии с фактическими обстоятельствами жизни. См. об этом ответы в разделе "Голос живого сердца", www.convent.mrezha.ru/_text/qnaPrayer.htm#39.

  • 625
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Избранное Рубрики Задать вопрос

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.