Диалог с Иеромонахом Макарием
"...Ни Сын, но только Отец": Мк.13:32
о. Макарий, добрый день.
В Евангелие от Марка стих 13:32. говорится, что "О дне же том, или часе, никто не знает, ни
Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец." вопрос у меня такой. Если Сын и Бог Отец одно, то почему Сын не знает о часе?
Предмет распадается на три вопроса:
1. Как Сын может в чем-то уступать Отцу?
2. Как знание будущего Отцом совместимо со свободой человека?
3. Как возможно незнание будущего Сыном?
Разберем их по очереди.
1. Как Сын может в чем-то уступать Отцу?
============================
Мк.13:32 относится к числу т.наз "уничижитльных высказываний" Св. Писания, где "о воплотившемся Сыне говорится как о меньшем в отношении Отца"
- см. azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/5_11.
Трактовка этих высказываний с одной стороны опирается на понятие о монархии (единоначалии) Бога-Отца, а с другой - на естественное различие и отношение порядка между Божественной и человеческой природой Спасителя, которое выражается привычными нам сравнениями "выше - ниже", "больше - меньше".
"Толковая Библия", комментируя Мк.13:32, указывает: "Отцы Церкви... старались объяснить это загадочное выражение так, что Христос приписывал себе незнание по Своей человеческой природе, почему к слову "Сын" прибавляли прилагательное "человеческий" (Григорий Богослов, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский)" - что совершенно справедливо.
Далее, однако же, "Толковая Библия" ошибочно отвергает вышесказанное: "C этим толкованием нельзя согласиться потому, что оно разделяет Христа, тогда как оба естества в Нем - и божеское, и человеческое - нераздельны в своих обнаружениях".
Ошибка состоит в том, что два естества Спасителя нераздельны в Его единой Ипостаси, не образуя двух особых лиц, - но могут обнаруживаться независимо. Тот факт, что Он имел руки и ноги, уставал, огорчался, гневался, страдал и умер, есть очевидное обнаружение Его человеческой природы.
2. Как знание будущего Отцом совместимо со свободой человека?
==========================================
Ключ к ответу - в том, что категория причины, а вместе с нею и свобода, и предопределение, реальны лишь постольку, поскольку реально _время_; время же, как и пространство, суть атрибуты _материального_ мира, следовательно, Божеству они не присущи. "Мир сотворен не во времени, а вместе со временем", - замечает блж. Августин. (Судя по всему, Ориген не принимал данного факта - откуда его заблуждения в трактате "О началах"). Имеется прямое свидетельство Св. Писания и о перспективе: "Времени уже не будет", Откр.10:6.
Возможность знания о мире вне времени проясняется посредством аналогии с описанием динамической системы (напр., маятника, или планет, обращающихся вокруг Солнца) уравнениями в фазовом пространстве координат и импульсов, без участия переменной времени. Т.наз. "фазовый портрет" системы полностью харатеризует её вне зависимости от эволюции во вермени.
Другая полезная аналогия, которую уже пришлось приводить. Представим себе пешехода в незнакомом месте на перекрестке нескольких дорог. Он выбрал одну из дорог и пошел по ней, не имея понятия, что ждет его за каждым поворотом. Между тем над ним завис вертолет. Летчик видит пешехода и дорогу, лежащую перед ним: он обладает предведением о пути пешехода, никак не стесняя его свободу.
Смысл этого примера в том, что летчику открыто пространство: летчик не ограничен узким полем зрения, которым довольствуется пешеход. Если теперь вспомнить, что Богу сходным образом открыто время, мы получим верное направление мысли.
3. Как возможно незнание будущего Сыном?
=============================
Продолжим аналогию вертолета и допустим, что один из пилотов спустился на землю и подошел к пешеходу. В качестве пилота он обладает полнотой сведений о местности; но, находясь на земле и ограничив свой кругозор, он, подобно пешеходу, может _не знать_ всех особенностей лежащей впереди дороги. Или же, зная географические координаты каждого объекта на пути, он не может _сообщить_ эти сведения пешеходу, незнакомому с картой местности.
И тот, и другой вариант приоткрывают и проясняют нам смысл слов Спасителя в Мк.13:32.
- 599
- 12
Обсуждают на елицах
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки