Диалог с Протоиереем Дионисием Дунаевским
Здравствуйте, батюшка!
Что такое хула на Святого Духа? И почему она не простится ни в сем веке ни в будущем?
Толкование при. Максима Иповедника
Недоумение о хуле на Духа разрешается так: когда Господь творил разнообразные исцеления, иудеи приписывали действия Духа князю бесовскому (Мф. 9, 34; 12, 24;
Ин. 3, 8). Те же слова, что хулящим Духа не будет прощения ни здесь, ни в веке грядущем, следует рассматривать
так. Некоторые из тех, которые духом восприняли об
этом точное знание, говорят следующее: существуют
четыре способа, посредством которых происходит прощение грехов – два способа здесь и два в веке грядущем.
Поскольку памяти не хватит, чтобы человек помнил прегрешения за время всей [жизни] и мог бы в них покаяться здесь, то Владыка естества, будучи человеколюбивым,
устроил способы покаяния, даже если мы не каемся. В
веке грядущем, как было сказано, их два: если кто-либо
в этой жизни безотчетно грешил и столь же безотчетно
делал добро, побужденный либо к жалости или состраданию к ближнему, либо к чему-то иному, сопряженному с человеколюбием, – тогда в веке грядущем эти его
дела взвешиваются в момент Суда, что и принимается в расчет, и даруется прощение. Вот первый способ,
а второй таков: если кто-то погряз во грехах, но, слыша
слова Господа Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1)
страшится и никого не осуждает, то в час испытания его
дел он — как блюститель заповеди – осуждаться не будет, ибо Правдивейший о Своей заповеди не забывает.
Два других способа приносят прощение здесь. Если кому-либо, живущему во грехах, Промысел устраивает несчастья, тяготы или болезни – он не ведает, какими путями Бог очищает его – тогда, если он, [претерпевая] искушения, благодарит [Господа], то получает награду за благодарность, а если не благодарит, то очищается от тех грехов, за которые был наказан, но несет кару за неблагодарность.
Так вот, если кто-либо грешит по отношению к людям,
то, как показало Слово, у него много оснований, чтобы
быть прощенным, ибо если он по отношению к одному человеку грешит, а другому делает добро, то [это значит, что] он оправдался перед тем же естеством, по от
ношению к которому согрешил. А хула на Духа – а это
неверие, основанием для прощения которого не может
быть ничто, кроме как стать верующим, – разумеется,
не простится человеку, свершившему жизнь в неверии,
ни здесь, ни в грядущей [жизни], ибо это грех неверия и
безбожия.
- 695
- 8
Обсуждают на елицах
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки