Диалог с Протоиереем Андреем Ткачевым

Профиль Елицы Диалог закрыт
Протоиерей
Андрей Ткачев
566 ответов

1. Может быть я не на своем месте? Я - учитель английского языка. Недавно вышла из декрета и осознала, что дети с того времени очень изменились - абсолютно немотивированные, ничего большинству из них не нужно: поиграть они всегда готовы, а вот учить...с этим большие проблемы. Такая ситуация по все...

Прочитать весь вопрос

Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Да нет. Оттого, что Вы – преподаватель, а дети балованные, неконцентрированные – ничего не зависит. То есть, действительно, дети такие стали. То есть я Вам свидетельствую, что дети плохо концентрируют внимание, шалопаи, лентяи, погружены во все эти гаджеты с головой. То есть тут Вашей вины нет. Быть преподавателем – тяжелейший труд.


Продолжение вопроса: «Как мне стать полезной Богу на своем месте работы?»
— Да Вы мучайтесь, мучайтесь! Преподавайте, мучайтесь! Что-нибудь получится… То есть – ну нет такой работы на земле, которая приносила бы человеку только радость и никакой печали! То есть работайте. Это очень почетная роль – учитель. Просто дети заплатят Вам, в большинстве своем, черной неблагодарностью и свинской невнимательностью. Ну, что ж… А Вы делайте свое дело. Достоин уважения человек, который, не имея похвалы за свое дело, делает свое дело хорошо.

2. Людмила еще спрашивает: Тут речь о том, что она, Людмила, была протестанткой, потом вернулась в православие, и вот молитва об усопших. «Я приняла на веру возможность такой молитвы, но на днях прочитала притчу о богаче и нищем Лазаре и снова всплыли протестантские знания. Поясните, пожалуйста, смысл такой молитвы».


Отвечает протоиерей Андрей Ткачев:
— Сейчас попробуем. Смысл молитвы об усопших заключается в том, что душа продолжает жить по смерти. Это одно из оснований молитвы за усопших. Те, кто не верят в загробное существование душ, за усопших не молятся. Это первое.
Второе: мы молимся об усопших с просьбой об изменении их участи, потому что иначе зачем молиться? Если молитва не будет менять участь усопшего, то какой смысл от того, что я молюсь? Мы молимся об изменении их участи, помня о том, что Страшного суда еще не было. Есть, как говорят богословы, «частный суд» – душа попадает в свет Божий и всё видно. Но общего суда еще не было, еще никому не сказал Господь: «Отойдите от меня, проклятые». То есть, как бы не был грешен человек, он еще не находится в области суда и воздаяния. Он лишь только со страхом ждет будущего воскресения мертвых и Суда. Следовательно, до воскресения мертвых молитва может обнимать и мертвых, и живых. То есть до Страшного суда, до второго пришествия Христова, мы веруем, что молитва сохраняет действенность над всеми – кто живет и кто умер. Что смерть удаляет человека от глаз наших, но не удаляет его из духовного мира – он продолжает жить. И молитва пронизывает этот духовный мир – она касается его, она умоляет Бога о нем. Это заместительная жертва. Это молитва матери за бесноватую дочь или молитва за прокаженного сына. Это вот такое же заместительное ходатайство. И душа способна воспринимать эту молитву, безусловно, потому что она сохраняет все признаки живой души – она имеет память, совесть, все душевные чувства.

Мы знаем, что святые могут сами молиться, попадая в область иной жизни, а грешники не могут – они лишены деятельного восхождения к Богу. Но мы за них можем молиться. И это – связь между членами церкви, потому что мертвые не перестали быть членами церкви – они члены той же церкви, что и мы. Только мы живем в этом мире, являясь членами церкви Христовой – вот в этом мире и качестве – а они являются членами церкви Христовой, уйдя в другой мир. Но мы члены церкви Христовой – и мертвые, и живые, «и небесные и земные преисподнии», как говорится у апостола Павла. Следовательно, если Христос – лоза, а мы – ветви, именно ветви, находящиеся на одной стороне лозы, а они – ветви, находящиеся на другой стороне лозы. Мы не видим друг друга, но лоза-то – одна! Через Христа Спасителя, через кровь Христову, через Лозу Истинную мы общаемся друг с другом. То есть нам Христос дает возможность коммуникации, причем, мы можем молиться о них, они могут переживать о нас. Они сами могут молиться о нас – некоторые из них. Некоторые из них могут смело молиться о нас, да и молятся. Иоанн Предтеча молится обо всех, Моисей молится обо всех. И другие праведники – Самуил, Авраам, великомученики Георгий, Николай Чудотворец – молятся, обо всем мире молятся. А мы молимся за тех, которые не могут молиться, уйдя из жизни.

К тому же очень важно в притче о богаче и Лазаре сравнить то, что всё-таки там Авраам изображен и лоно его, а мы ведь не Аврааму молимся о покойниках наших. Мы молимся о покойниках наших Христу, который сильнее смерти. За тех, кто умер, мы просим Христа, который победил смерть. Если бы мы молились просто Аврааму… Не нужно молиться Аврааму – он ничего не сделает. Авраам, действительно, скажет: «Да пропасть уже тут… Всё! Я – тут, вы – там… Тут пропасть – никуда не перейдешь…» Потому что это – Авраам. А Христос? Какая пропасть для Христа существует между тем и тем? Никакой. В какие пропасти Он не сходил? В ад сходил, в могилу лег, до Неба взошел, одесною Отца сидит. То есть всё наполнил Собою Христос. И мы Христу молимся, а не Аврааму.

Поэтому, собрав это и многое другое вместе, мы стоим на той уверенности, что многое в молитве правильного, и молитвенная связь сохраняет свою действенность. И тогда, когда душа ушла из мира, душа продолжает членствовать в церкви Христовой. И молитва нужна ей. Это, может быть, единственное, что у нее есть из того, что должно быть. К тому же есть огромное количество, огромный пласт свидетельств и доказательств того, насколько важна и действенна молитва за усопшего человека.

  • 607
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.