Диалог со Священником Александром Туховским

Священник
Александр
378 ответов

Здравствуйте! Я считаю себя православной христианкой, верующей. Молюсь постоянно Богу и своими словами и словами молитв. Но...в последнее время стала понимать, что всё не так: я не могу заставить себя пойти в Церковь! Лень! Очень лень! Это неправильно, я это понимаю. Но...оправдываю себя тем, что...

Прочитать весь вопрос

Согласно рассказу о воздушных мытарствах из Жития блаж. Феодоры Цареградской, 5 мытарство, которое происходит душа умершего на пути к небу именуется «мытарством лености». По свидетельству святой, на нем

«человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть».

Таким образом, можно сказать, что лень подразделяется на несколько видов:

собственно праздность, «ничегонеделание» как образ жизни; это вид лени нельзя путать с отдыхом, который естественно необходим телу и душе после тяжелой работы;
перекладывание своих обязанностей на других людей, включая тунеядство, то есть жизнь за чужой счет, если человек имеет возможность работать;
недобросовестность при работе, особенно получение денег за то, чего человек не сделал; здесь лень соединяется с другими грехами – ложью, воровством;
наконец, многие говорят о таком виде лени, как леность духовная, охватывающая вроде бы деятельного человека при мысли о необходимости помолиться, почитать духовную книгу, сходить на богослужение.
Сын великого пророка и царя Израиля Давида, этот государь еще при начале своего правления был извещен о данной ему особой благодати Божественным видением. Но, не превозносясь милостью Божией к нему, Соломон попросил у Творца лишь одного – мудрости для управления народом. Преисполненные Божественного ведения, его слова ныне часто звучат за богослужением. Есть среди них также посвященные пороку лени:

царь утверждает, что ленивый хуже неразумной твари: ведь даже муравей, не имея над собой того, кто заставит его работать, проводит дни, трудясь, лентяй же живет праздно (Притч. 6:6-9);
более того, сравнивая виноградник ленивого и «скудоумного», Соломон не видит разницы – тот и другой заросли сорняками, «поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась» (Притч. 24:30-32); поэтому ленивый есть то же, что человек с расстройством ума;
подверженный этой страсти тяжек для других людей, так как почти никогда не стремится выполнить поручение, сделать работу; Соломон сравнивает ленивого с «уксусом для зубов», «дымом для глаз», подчеркивая, насколько сложно с ним окружающим (Притч. 10:26);
Каков же исход для ленящегося? Полное разорение хозяйства, разрушение дома, потеря достатка вплоть до крайней бедности, наконец – поношение от людей.
Значительно шире, чем в Ветхом Завете, грех лени понимает Новый Завет. В притче о талантах (Мф. 25:14-30) Христос говорит о правителе, отлучающемся в дальнюю страну. При этом государь вверяет трем своим слугам свое серебро, каждому по его силе, способностям: одному пять, другому три, последнему же – один талант драгоценного металла.

Вернувшись, господин требует у слуг отчета, как они использовали данное им. И самое страшное наказание несет тот из них, кто хранил вверенное ему сокровище, не пуская его в дело. «Вот тебе твое!» — дерзко отвечает он государю.

То, что речь в притче идет не о серебре и не о царе, а о людях, получающих дары Бога для земной жизни, настолько очевидно, что ныне по названию меры серебра (таланта) мы именуем способности, дарования, данные Богом человеку. И горе ленивцу, который дерзко откажется выполнять Божий план о себе.

Пусть поврежденный грехом, человек рождается не просто для «труда в поте лица своего», но ради того, чтобы благодаря его дарованиям, полученным от Творца, мир стал лучше, а сам трудящийся получил Царство Небесное.
В зависимости от вида лени, причины ее возникновения тоже могут быть различны. Зачастую человек, не понимая их, не может и приступить к лечению страсти.

Корень любви человека к праздному времяпрепровождению может состоять просто в неправильном воспитании его с детства. Родители часто окружают ребенка комфортом, берут на себя ответственность за всю его жизнь. Такое может продолжаться до взрослости и формирует инфантильную жизненную позицию, нежелание работать. В таком случае ответственность за поведение человека, отказывающегося реализовать данные ему Богом таланты через труд, вместе с ним разделяют его родственники. Задача излечения от лености во многом ложится также на их плечи – необходимо прекратить необоснованно поддерживать взрослого дееспособного человека, могущего обеспечить себя самостоятельно, постараться выстроить здоровые отношения.
Стремление получить оплату, не выполнив работу имеет основанием другой серьезный грех – сребролюбие. Это тяжелое духовное заболевание – привязанность человека к материальному миру, ненасытное желание бесполезных для души материальных благ. Оно отягощается притом стремлением получить их даром, без труда, да еще за счет ближнего. Особенно страшен для души обман доверчивого и немощного человека, например, престарелого.
Духовная леность происходит зачастую от маловерия и неверия, нежелания брать на себя ответственность за свою духовную жизнь. Причиной такой лености может быть также гордыня, ведь молитвенное делание, посещение храма предполагает определенные аскетические правила, соблюдение постов, других установившихся церковных правил. Нередко духовно ленивый человек оправдывает себя тем, что у него «Бог в душе». О таких говорит апостол Иаков: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак. 2:19-20).
Как бороться?

Прежде всего – не считать леность малым или простительным согрешением. Прп. Ефрем Сирин пишет: «кто малое ставит в ничто, тот постепенно будет падать». А потому не стоит заблуждаться – лень ведет душу и тело к гибели, и бороться с ней надо серьезно.

Свт. Иоанн Златоуст предлагал при нападении страсти подумать о последствиях, материальных и духовных.

Авва Исайя Скитский советовал приводить при нападении помыслов лености тут же вспоминать о смерти, о том, что каждый день жизни может оказаться последним.
Особенно много говорят о лености старцы Оптинские, ведь жили и подвизались они в век растущего безбожия, маловерия, а значит – распространения также порока лени. Их советы конкретны, просты, понятны малоцерковным мирянам:

Старец Макарий Оптинский советовал, учитывая опасность греха, совсем не надеяться на свою силу при его преодолении, но постоянно просить Бога о помощи. Самому же человеку стоит сохранять страх Божий и бодрость.
Прп. Амвросий предлагал часто вспоминать слова Христа о том, что «царство Небесное силою берется» (Мф. 11:12).
Старец Антоний (Путилов) считал лучшим средством от лени молитву Иисусову.
А вот прп. Иосиф Оптинский, говоря о том, что постоянно следует понуждать себя на труд, душевный и телесный, дает совет тем, кто, несмотря на все усилия, с ленью бороться не может: постоянно укорять себя за нерадивость и обязательно – каяться перед духовником на исповеди. Так постепенно будет умирать этот грех.
При этом, по слову того же старца, следует избегать чрезмерной требовательности к себе. Нужно различать лень и усталость. Если человек от физического изнеможения не может выполнить молитвенного правила, Господь не требует от него дел сверх сил. Если же, предупреждает св. Иосиф, просто не хочется молиться, то это уже – проявление греха лени.
Лень – коварный грех. Проникая в тело и душу, она расслабляет человека и делает его неспособным бороться. Поэтому страдающему страстью стоит двигаться малыми шагами, но упорно. Лишь тогда Господь, видя благое намерение, пошлет действенную помощь в борьбе с грехом.

Братья и сестры, обращаюсь к вам с просьбой. Прошу помочь моим детям на учебу, необходимая сумма 50000 рублей.
карта сбербанка России: 4279380689464800
Храни вас Бог.

  • 1420
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.