Диалог с Иеромонахом Макарием
"Когда мы будем на войне..."
Воевать - не грех, но даже хорошо - защищать Родину. Но где-то слышала, что воинам не сразу разрешают причащаться (может быть, там какая-то особая подготовка или что-то ещё, не помню), так как вроде как ни крути, души их повреждены, ведь они убивают людей. Так ли это? Как-то не слишком складно. И...
В ответ на этот важнейший вопрос приведу обширную цитату из классической работы митр. Антония, "Христианская вера и война":
...Ни Церковь, ни pyсскиe воины не считают самого чувства такого гнева справедливым; на этом основано каноническое правило Василия Великаго, утвержденное Вселенскими соборами. «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин» (Правило 13).
Чувствую, что толстовцы злорадно рукоплещут, прочитав это правило и будут корить солдат: «Вы три года не имеете права причащаться; – но не злорадствуйте, друзья, правило это соблюдалось в то время высокого благочестия, когда причащения лишались за такие грехи, которых вы и грехом не считаете: за единократное нарушение поста на два года, за грех блуда на 7 лет, за пpeлюбoдеяниe на 15 лет, за вытравление плода на 10 лет, за сокрытие своей веры во Христа под страхом пытки на 20 лет, а под страхом насмешек на всю жизнь до смертного часа (кто из современной интеллигенции не виновен в последнем грехе?)...
Наконец мы имеем совершенно ясное учение Церкви об убийстве на войне, изложенное в каноническом послании св. Афанасия Великого к Аммуну монаху, утвержденном Шестым Вселенским собором. Этими словами Церкви, или точно Святаго Духа, говорящего её устами, мы и закончим настоящую статью.
«В различных случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные во брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие их превосходные деяния. Таким образом одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Такожде рассуждати должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но аще к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной апостолам».
Убийство предосудительно, как дело произвола и ненависти, т. е. убийство личное, но убиение врага на войне «допускается и дозволяется».
- 965
- 1
Обсуждают на елицах
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки