Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
25887 ответов

"Когда мы будем на войне..."

Воевать - не грех, но даже хорошо - защищать Родину. Но где-то слышала, что воинам не сразу разрешают причащаться (может быть, там какая-то особая подготовка или что-то ещё, не помню), так как вроде как ни крути, души их повреждены, ведь они убивают людей. Так ли это? Как-то не слишком складно. И...

Прочитать весь вопрос

В ответ на этот важнейший вопрос приведу обширную цитату из классической работы митр. Антония, "Христианская вера и война":

...Ни Церковь, ни pyсскиe воины не считают самого чувства такого гнева справедливым; на этом основано каноническое правило Василия Великаго, утвержденное Вселенскими соборами. «Убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин» (Правило 13).

Чувствую, что толстовцы злорадно рукоплещут, прочитав это правило и будут корить солдат: «Вы три года не имеете права причащаться; – но не злорадствуйте, друзья, правило это соблюдалось в то время высокого благочестия, когда причащения лишались за такие грехи, которых вы и грехом не считаете: за единократное нарушение поста на два года, за грех блуда на 7 лет, за пpeлюбoдеяниe на 15 лет, за вытравление плода на 10 лет, за сокрытие своей веры во Христа под страхом пытки на 20 лет, а под страхом насмешек на всю жизнь до смертного часа (кто из современной интеллигенции не виновен в последнем грехе?)...

Наконец мы имеем совершенно ясное учение Церкви об убийстве на войне, изложенное в каноническом послании св. Афанасия Великого к Аммуну монаху, утвержденном Шестым Вселенским собором. Этими словами Церкви, или точно Святаго Духа, говорящего её устами, мы и закончим настоящую статью.

«В различных случаях жизни обретаем различие, бывающее по некоторым обстоятельствам, например: не позволительно убивать: но убивать врагов на брани, и законно и похвалы достойно. Тако великих почестей сподобляются доблестные во брани, и воздвигаются им столпы, возвещающие их превосходные деяния. Таким образом одно и то же, смотря по времени, и в некоторых обстоятельствах, не позволительно: а в других обстоятельствах, и благовременно, допускается и позволяется. Такожде рассуждати должно и о телесном совокуплении. Блажен, кто в юности, составя свободную чету, употребляет естество к деторождению. Но аще к любострастию: то блудники и прелюбодеи подвергаются казни, возвещенной апостолам».

Убийство предосудительно, как дело произвола и ненависти, т. е. убийство личное, но убиение врага на войне «допускается и дозволяется».

  • 921

Обсуждают на елицах

Макарий (Маркиш)
Анастасия Попова
Анастасия Попова
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.