Диалог с Иеромонахом Макарием

Иеромонах
Макарий (Маркиш)
27130 ответов

"Совершает грехи, хочет он или не хочет..."

Вы пишете, что помыслы приходят помимо воли и поэтому это не грехи. Но есть ведь невольные грехи, в которых надо каяться.
И любой человек всё время совершает грехи, хочет он или не хочет. Надо всё время каяться и просить у Господа прощения.

В целом - это уклонение, которое идет от блж. Августина в его споре с Пелагием. Оно может перерасти в страшное изуверство.

> Но есть ведь невольные грехи...

Грех - это _вред_, причиненный мною. Невольный грех - вред, причиненный в силу моей неосторожности, невнимания и т.п. Если я вёл машину и _невольно_ въехал в столб, то мой грех в том, что я пьяным сел за руль.

Тому есть множество печальных свидетельств. Вот, например, детское воспоминание Джорджа Оруэлла, эпизод, который, судя по всему, уничтожил в этом замечательном человеке Христову веру:

"Я знал, что мочиться в постель а) греховно, и б) вне моего контроля. Второй факт я испытал на себе, а в первом не сомневался. Следовательно, возможно совершить грех, не зная, что ты его совершил, не желая его совершить, и будучи неспособным его избежать. Грех — это не обязательно что-то такое, что ты делаешь; это может быть что-то, что случается с тобой. Я не утверждаю, что эта мысль пронеслась в моем сознании между ударами трости Самбо: наверняка я об этом уже думал еще до отправки в школу, так как мое раннее детство тоже было не самым счастливым. Но так или иначе, это было главной, неизменной истиной, извлеченной из моих детских лет: я находился в мире, где я не мог быть хорошим. И двойная порка была поворотным пунктом, после которого перед моим лицом встала жестокость той среды, в которой я очутился. Жизнь была страшнее, а я — хуже, чем мне раньше казалось" (www.orwell.ru/library/essays/joys/russian/r_joys).

[Перевод бездарный, я его немного исправил. Вот оригинал этого отрывка:
I knew the bed-wetting was (a) wicked and (b) outside my control. The second fact I was personally aware of, and the first I did not question. It was possible, therefore, to commit a sin without knowing that you committed it, without wanting to commit it, and without being able to avoid it. Sin was not necessarily something that you did: it might be something that happened to you. I do not want to claim that this idea flashed into my mind as a complete novelty at this very moment, under the blows of Sambo's cane: I must have had glimpses of it even before I left home, for my early childhood had not been altogether happy. But at any rate this was the great, abiding lesson of my boyhood: that I was in a world where it was not possible for me to be good. And the double beating was a turning-point, for it brought home to me for the first time the harshness of the environment into which I had been flung. Life was more terrible, and I was more wicked, than I had imagined.]

  • 916
Вопросы психологу

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Каталоги

Рубрики

Вопрос будет опубликован на сайте только после того, как на него ответит батюшка. Если вы хотите, чтобы ответ пришел Вам на почту, укажите ее в соответствующем поле формы.

В настоящее время данный батюшка не сможет вам оперативно ответить, надеемся на понимание.