Диалог с Иеромонахом Макарием
Который из двух?
У Вас в ответах на вопросы сказано, что подлинный брак переходит в вечность. А что если это повторный брак? Какой из двух браков останется в вечности? Или уже никакой?
Заметим для начала, что вопрос, на который Вы сослались (convent.mrezha.ru/_text/qnaHeaven.htm#61), помещен в разделе "За рубежами познания": это само по себе говорит о многом и устраняет возможность для однозначного догматического ответа. Однако опора на Св. Писание и наследие Церкви позволяет прийти к разумному выводу.
Прежде всего очевидно, что брак, окончившийся разводом (а подавляющее большинство повторных браков сегодня заключаются в результате развода), никак не может перейти в вечность: если брак был убит в жизни земной, то он мертв. В таком случае, лица, вступившие в повторный брак, имеют возможность (но отнюдь не гарантию) построить его на христианской основе и сохранить как подлинный.
Однако данный вопрос приобретает прямой смысл в случае вдовства. Есть немало примеров (в том числе и в художественной литературе), когда супругов, соединенных подлинным браком, разлучает смерть... По прошествии некоторого времени оставшийся в живых супруг вступает в повторный брак и также строит его на христианской основе. Будет ли подлинным второй брак?
Встречается мнение, что второбрачие всегда предосудительно с нравственной точки зрения, и, следовательно, второй брак, хоть и допустим, но не может быть полноценным. В подтверждение приводится тот факт, что мужчина, вступивший во второй брак, не может быть возведен в священный сан. - Но это соображение следует отвергнуть: к примеру, человек без правой руки также не возводится в священный сан, но это не помешает ему достичь любой высоты святости.
Самое же существенное, что в Св. Писании имеется прямое указание ко второбрачию без каких-либо оговорок нравственного характера. Апостол Павел пишет: "...Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию" (1Тим.5:14).
Тем самым нет никаких оснований считать повторный брак неполноценным или неподлинным лишь потому, что он не первый. В то же время очевидно, что повторный брак ни в коей мере не "отменяет" подлинность первого. Какой же из них переходит в вечность?
Исходя из слов пророка Иезекииля о подведении итогов человеческой жизни (гл. 18), из аграфы св. Иустина Философа (слов Спасителя, не приведенных в Евангелиях) "В чем застану, в том и сужу" и из всей полноты церковного опыта святости, следует достаточно надежный вывод, что в таком случае вечности принадлежит последний брак.
- 2261
- 10
Вопросы психологу
Задай свой вопрос
Каталоги
Рубрики
- Все
- Общество и общение
- Земля и Небо
- Христос и Евангелие
- Священное Писание - толкование
- Церковь и благочестие
- Таинства и святыни
- Храм и богослужение
- Иконы и Святые
- Душа и молитва
- Вера и Жизнь
- Здоровье и болезни
- Знание и просвещение
- Общество и государство
- Труд и Предпринимательство
- Мужчина и Женщина
- Семья и дети
- Человек и современность
- Природа и мы
- Народы и страны
- Русь и Россия
- Богословие
- Суеверия и заблуждения
- Философия
Метки